Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Халиуллина Л.Р. 1 Мухлисова Ф.Г. 1
1 Казанский федеральный университет
1. Башкирова Е.Н. Библиотерапия – продуктивный метод преодоления страхов у детей // Воспитание школьников. – 2011. – № 7. – С. 54-57.
2. ВальдесОдриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 79 с.
3. Шмачилина-Цибенко С.В. Роль социально-педагогических технологий в ресоциализации подростков с девиантным поведением // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 47-54.
4. HR-Portal. – 2004-2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru (дата обращения 21.10.2012).
5. 8Pro-rebenka.ru. – 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-rebenka.ru (дата обращения 20.10.2012).

Проблема девиантного поведения подростков изучается давно и является актуальной. Развитие современного общества, перестройка всех сфер жизнедеятельности человека, появление новых ценностей обуславливают поведение подростков, которые в силу своих психофизиологических и возрастных особенностей, подвержены воздействию этих факторов.

По мнению С.В. Шмачилиной-Цибенко, решая вопросы ресоциализации подростков с девиантным поведением, школа располагает довольно ограниченными возможностями [3, с.47]. Данных средств недостаточно для осуществления процесса ресоциализации. Альтернативным способом в работе с подростками с девиантным поведением может стать арттерапия.

Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы: причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами и причины, связанные с социальными и психологическими проблемами [5].Известны многие формы и методы работы с данной прблемой. Однако сегодня, как отмечает Е.Н. Башкирова, широкую популярность приобретает арттерапия [4], поскольку она помогает раскрыть внутренние резервы человека, его творческий потенциал, а также способствует самопознанию и гармонизации личности, являясь ключом к решению множества психологических проблем [1, с.54].

По мнению М.С. ВальдесОдриосола, арттерапия — терапия средствами искусства — это синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психокоррекционной практике арттерапия — это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, позволяющая с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека осуществить коррекцию нарушений различных процессов [2, с.8].

Сегодня популярна фототерапия как один из методов арттерапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков, что сейчас привлекает большое количество людей. Главное здесь – увлеченность процессом, создание положительных эмоций. Фототерапия чаще всего входит в состав комплексного лечения , но может применяться и как самостоятельная методика.

Фототерапия позволяет избавиться от негативных эмоций, развить творческие способности и повысить самооценку, сконцентрировать свое внимание на новых ощущениях и чувства. Со временем у таких подростков развивается способность контролировать свои действия и эмоции.

Таким образом, фототерапия может быть эффективным способом работы с подростками с девиантным поведением, так как она помогает установить контакт с подростком. Подростки приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит гармонизация личности, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок становится терпимее и мудрее по отношению к другим.


Библиографическая ссылка

Халиуллина Л.Р., Мухлисова Ф.Г. ФОТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 105-105;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5026 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674