Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

БЕСЕДА О МУЗЫКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ТВОРИЛ В ПУСТЫНЕ…» (ФОРТЕПИАННАЯ СТРАНИЧКА ТВОРЧЕСТВА В. И. РЕБИКОВА)

Королева И.А. 1 Скоробогатова А.А. 1
1 Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
1. Блок А. А. О современном состоянии русского символизма. Режим доступа http:// dugward.ru
2. Кузьмина А. В. И. Ребиков // Игрушки на елке: сюита для детей: без opusa. Осенние грезы: альбом миниатюр: op.8: для фп. / Владимир Ребиков; вступ. ст. А. Кузьминой. - Челябинск: MPI, 2007. – 60 с. (музыкальная коллекция).
3. Особенности авторского стиля Владимира Ивановича Ребикова. Режим доступа http://SuperInf.ru
4. Ребиков Владимир Иванович – Википедия. Режим доступа http:// wikipedia.ru
5. Статьи о музыке – Погружение в классику. Режим доступа http:// intoclassics.ru

Угрюмой ночью вышел в путь,

В пути всегда был одинок,

Таков был мой суровый рок.

skor1.wmf

Прозвучавшие строки – из стихотворения В. Ребикова «Мой путь». Владимир Иванович Ребиков родился 19 мая 1866 года в Красноярске в дворянской семье. Композитор, пианист, педагог, писатель и общественный деятель. Его называют самой неординарной, самой самобытной фигурой русской музыки рубежа ХIХ-XX веков. А его творчество относят к числу оригинальных и малоизученных художественных явлений. Его музыка была популярна при жизни композитора и быстро забылась после его смерти. Ребиков принадлежит к тому поколению композиторов, которые остались почти неизвестными в тени огромных фигур классиков русской музыки.

Звучит «Грустная песенка» из альбома «Осенние грезы» В. Ребикова.

В. Ребиков - автор десяти опер, двух балетов, множества инструментальных пьес и романсов. Творчество композитора вызывало самые противоречивые, порой взаимоисключающие отклики и характеристики современников: «странный композитор» (Римский-Корсаков Н.), «российский импрессионист» (Каратыгин В.), «горецвет, пустоцвет русского модернизма» (Асафьев Б.), «экспрессионист» (Энгель Ю.), «интересный, талантливый, кропотливый изобретатель» (Кашкин Н.), «оригинальность, талант» (Кругликов С.), «художник, подвижнически идущий осознанным своим путем» (Попов Б.), «ярый радикал» (Кочетов В.) [3]. Сам музыкант в письме к В. Брюсову определил свой стиль так: «Меня почему-то называют «декадентом». Это ложь. … Я же импрессионист. Моя цель передавать ясно и определенно чувства и настроения. Я не признаю необходимости формы для музыки. Музыка – язык чувств, чувства же формы не имеют…» [5].

Звучит «Отголоски деревни» из альбома «Осенние грезы» В. Ребикова.

skor2.wmf

В свое время широкую популярность завоевывают фортепианные пьесы В. Ребикова. Им даже интересуется П. И. Чайковский, который находит в музыке молодого композитора «Значительную талантливость… поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность» [4]. Заметим, что Ребикова часто упрекают в слишком явном следовании манере Чайковского. Он сам откровенно говорил, что начинал сочинять под сильным влиянием музыки великого композитора. Чтобы убедиться в этом, послушаем две фортепианные пьесы.

Звучит «Октябрь» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.

Конечно, все узнали «Осеннюю песню» из цикла П. И. Чайковского «Времена года». А сейчас прозвучит «Осенний день» В. Ребикова.

Звучит «Осенний день» из альбома «Осенние грезы» В. Ребикова.

Прослушанные произведения сходны по настроению. Здесь можно даже уловить похожие интонации. И все-таки Ребиков не однозвучен, а скорее созвучен стилю великого русского мастера. Фортепианный цикл «Осенние грезы» написан В. Ребиковым под впечатлением «Детского альбома» П. И. Чайковского и посвящен великому композитору.

К образам детства, наряду с Ребиковым, обращались многие мастера рубежа XIX – ХХ столетий. Благодаря поэтам-символистам феномен детства стал содержательным и устойчивым явлением не только в литературе, но и во всей художественной культуре эпохи. Детская тема рассматривалась ими в общей направленности на преображение личности и миропорядка. «Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живёт ещё в сожжённой душе», - писал А. Блок [1].

Звучит «Наивный рассказ» из альбома «Осенние грезы» В. Ребикова.

В творчестве В. Ребикова много музыки, написанной для детей. Ребиков - один из первых создателей детских опер и балетов. Но вернемся к его фортепианному альбому «Осенние грезы». Это 16 очаровательных миниатюр, не сложных для исполнения. Они могут быть интересны не только детям, но и взрослым, так как они предназначены для камерного и бытового музицирования. Среди пьес можно выделить группу жанровых миниатюр. Послушайте «Мазурку» из альбома «Осенние грезы».

Звучит «Мазурка» из альбома «Осенние грезы» В. Ребикова.

Но основную часть альбома составляют лирические композиции, в каждой из которых отражено одно эмоциональное состояние, вызванное либо увиденным пейзажем, либо воспоминанием о произошедшем событии. Наш рассказ сегодня сопровождали разнообразные лирические оттенки в пьесах «Грустная песенка», «Отголоски деревни», «Наивный рассказ».

Каково же место В. Ребикова в русской музыкальной культуре? Практически все исследователи творчества композитора указывают на противоречивость между высокими идеалами, значительностью замыслов и откровенной простотой музыкально-выразительных средств, применяемых композитором. Есть и такие, которые высказываются об отсутствии у Ребикова таланта и гениальности.

Простота произведений Ребикова проявляется во многом: миниатюризм, чувствительность образов; бесхитростность фактуры и мелодико-интонационной сферы, «демократизм» жанровых ориентаций. Но не в этом ли сила и оригинальность художника, характерная черта его художественного дарования, вписавшегося в «стиль времени»? Ребиков чувствовал свой исключительный и одинокий путь, трагический путь художника, стремящегося к «новым берегам», «иным мирам». «Многое в малом!» - вот был девиз Ребикова. Композитор говорил: «Было время, когда признавалось только грандиозное, отметалось все маленькое, миниатюрное. Измельчал ли род людской, зрение ли улучшилось, но человечество взяло в руки микроскоп и нашло целый новый мир, не менее интересный, чем тот, который приходилось рассматривать в телескоп. Настали другие времена. Появилась бездна коротких пьес, в которых немногими звуками передавали многое. Оказалось, что дело не в количестве тактов, а в их внутренней силе. Порой и пауза может быть гениальной!». В своей автобиографии Владимир Иванович Ребиков писал: «… Я творил в пустыне. Эта пустыня, которая наслала бы ужас на другого, во мне закалила крепость моего духа, крепость моего решения идти по этому пути…» [3].

Думается, пора отдать должное художнику-просветителю, мыслителю, музыканту-труженику, никогда не избиравшему линии наименьшего сопротивления; ибо человек, спокойно и успешно идущий по открытой проторенной дороге, не мог бы написать следующих, столь горьких строк:

Угрюмой ночью вышел в путь,
В пути всегда был одинок,
Таков был мой суровый рок. (В. Ребиков)

 


Библиографическая ссылка

Королева И.А., Скоробогатова А.А. БЕСЕДА О МУЗЫКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ТВОРИЛ В ПУСТЫНЕ…» (ФОРТЕПИАННАЯ СТРАНИЧКА ТВОРЧЕСТВА В. И. РЕБИКОВА) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 42-43;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5135 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674