Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Буренкова О.А. 1
1 Филиал Московского педагогического государственного университета в г. Ульяновске
1.Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства [Электронный ресурс]- Режим доступа- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
2. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога . — Ростов н/Д : Феникс, 2013.- 314с.

«Цвет сам по себе, независимо от других цветов, воздействует на нас, так сказать, патологически, уводя в область определенных ощущений.
Временами цвета нас облагораживают, делая великодушными, временами заставляют опускаться до грубости и вульгарности, вызывают бурный поток устремлений или спокойное течение желаний.
Однако внутреннее свойственное нашему органу стремление к тотальности выводит нас за пределы установленных границ.
Освобождаясь от навязанных ограничений путем создания дополнительных цветов, мы, таким образом, приходим к удовлетворяющей нас полноте»
И.В. Гете

Формирование личности, развитие ее творческого потенциала, самореализация человека зависят от многих факторов, среди которых важное место занимает его эмоциональное состояние и самочувствие. В связи с ускоренным темпом жизни проблема обеспечения эмоционального благополучия индивида становится все более актуальной. Современные исследования показывают, что большую роль в создании эмоциональной устойчивости играет цвет.

Цвет имеет важное значение в эстетическом, художественном восприятии мира. Эмоциональная реакция человека на цвет невероятно сильна. Доказано, что восприятие цвета зависит от физиологических особенностей глаз индивида, от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.

Цвет может влиять на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и даже остроту слуха. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. Предпочтение одного цвета другому отражает состояние мозга человека, его внутренних органов.

Сегодня научно доказано, что у каждого цвета определенная длина волны. Поэтому электромагнитное излучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Более того, каждый орган человеческого тела работает на определенной электромагнитной частоте. Изменение частоты, вызванное влиянием того или иного цвета, приводит к изменениям в функционировании органа [2, с. 262]. Неудивительно, что в последние годы одним из популярных направлений в психотерапии стала цветотерапия.

Так, основываясь на целебные свойства цвета, красный цвет используют как разогревающее средство, он укрепляет сердце и систему кровообращения. Оранжевый дает ощущение радости, он помогает при депрессиях, потере аппетита. Желтый улучшает настроение и положительно влияет на нервную систему и внутренние органы. Зеленый оказывает сильный антистрессовый эффект, устраняет состояние усталости. Синий цвет помогает при нарушениях сна, головных болях.

Но следует знать, что цвет не только лечит, он может и навредить, если его применять неправильно. Существуют противопоказания к применению некоторых цветов, а именно:

  • красного – гипертония, агрессия, злость;
  • синего- гипотония, депрессия, чувство страха;
  • фиолетового- депрессия, угнетенное состояние;
  • желтого- повышенная возбудимость [2, с. 263]. Зеленый цвет противопоказаний не имеет.

Цвет оказывает влияние и на психику человека. Теоретические основы взаимосвязи «цвет — эмоция» были предложены Р. Арнхеймом в его структурной гештальт-теории визуализации человеческих переживаний, согласно которой структура художественных компонентов схожа со структурой внутренних переживаний, которые визуализируются. Ученый писал: «если активные физические напряжения в тросах обычно невидимы человеческому глазу и потому придают хрупкому равновесию прямо стоящего шеста вид устойчивой гармонии, то толчки и растяжения, управляющие отношениями между цветами, происходят внутри самого зрителя; они представляют собой силы, возникающие в его нервной системе, и следовательно, переживаемые чувствующим разумом» [1].

Исследования швейцарского психолога Макса Люшера подтверждают взаимосвязь цветовых предпочтений с эмоциями, которые испытывает человек. Разработанный им цветовой тест предназначен для изучения эмоционального состояния человека и возможностей его адаптации к различным социальным и психологическим ситуациям.

Эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. При воспоминании о приятном улучшается чувствительность к теплой части спектра, при неприятных ассоциациях человек острее реагирует на холодные цвета и их оттенки. Разные люди в разном психологическом состоянии могут видеть мир в разном цвете. Эмоционально уравновешенные люди воспринимают мир более ярким, красочным, люди с повышенным уровнем тревожности менее красочным, серым, тусклым.

Цвета абсолютного предпочтения позволяют определить психотип человека. Так ученые считают, что - синий, ультрамариновый, зелено-синий определяет мыслительный тип;

- красный, красно-оранжевый, оранжевый — чувственный тип.

- зеленый, оливковый — интуитивный тип;

-гамма желтого и оранжевого цветов определяет экстраверсию;

-фиолетовый, розовый, черный, ультрамариновый определяют интроверсию.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что каждый цвет воздействует на человека в нескольких направлениях, а именно: физиологическом, психологическом, способствует развитию креативности, духовности. Цвет исцеляет человека, влияя на его состояние так же, как и лекарства, гармонизирует его личность, пробуждает скрытые ресурсы организма. Однако, необходимо помнить, что цвет, может оказывать и отрицательное воздействие на самочувствие человека, если его применять неправильно.


Библиографическая ссылка

Буренкова О.А. РОЛЬ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 81-82;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5496 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674