Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ГРУППАМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Постолова Н.Г. 1 Санникова Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «МаГУ»
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Санникова Л.Н. Вариативность форм педагогического планирования как основа его совершенствования/ Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт: сборник материалов региональной научно-практ. конференции/ под ред. В.В. Садырина, Е.С. Комаровой. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.
4. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ / Под ред. С.Ф.Багаутдиновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2004.
5. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: пособие для руководителей ДОУ/ Л.И.Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2004.

Успешное функционирование современного дошкольного учреждения, как и любой организации во многом зависит от качества планирования. Планирование позволяет более четко сформулировать и осознать целевые установки дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), определить систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля, обеспечить четкую координацию деятельности структурных подразделений ДОУ.

Проблемы педагогического планирования стали объектом исследований М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. В сфере дошкольного образования вопрос планирования образовательного процесса в ДОУ поднимали С.Ф. Багаутдинова, К.Ю. Белая, Р.Я. Спружа, Л.И. Фалюшина и др.

Рассмотрим специфику педагогического планирования в дошкольном учреждении. При планировании образовательного процесса не всегда удается точно определить срок достижения конкретных результатов, т.е. реализовать цель работы. Это связано с такой особенностью образовательного процесса, как растянутость во времени, длительность.

Система планирования в ДОУ складывается из управленческого и педагогического планирования, каждое из направлений представлено двумя видами планов - стратегическим и тактическим.

Стратегическое педагогическое планирование ДОУ - это процесс определения специфики целей, содержания и организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Данный вид планирования в ДОУ представлен образовательной программой. Образовательная программа, разработанная ДОУ - это стратегия педагогической деятельности по реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования, обеспечивающая его адаптацию в соответствии с особенностями конкретного дошкольного учреждения.

Требования к структуре образовательной программы ДОУ заложены в нормативных документах, регулирующих качество дошкольного образования. Современные дошкольные учреждения функционируют в переходный период: действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) сменяется Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС). Каждый из названных нормативных документов определяет свое требование к структуре образовательной программы. Так, в ФГТ программа представляет собой совокупность обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.   Обязательная часть программы должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей; содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. В ФГОС программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы предполагает обеспечение развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В соответствии с ФГОС, программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Таким образом, современная ситуация развития дошкольного образования определяет наличие нормативных требований к такому виду стратегического педагогического планирования как образовательная программа.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является этапом внедрения последнего и сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием - это разница между целями и средствами.

Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей.

Тактическое планирование определяется стратегическим, а значит должно определяться образовательной программой, требования к которой заложены во ФГОС. Однако в утвержденном стандарте положений, касающихся педагогического планирования нет.

Тактическое планирование следует отличать от текущего, или оперативного планирования. Текущее, или оперативное планирование – это то, чем ежедневно занимается воспитатель или специалист ДОУ. К нему относится планирование работы педагогов на конкретную группу детей.

Текущее педагогическое планирование характеризуется формами, используемыми педагогами. На сегодняшний день большинство педагогов самостоятельны в выборе формы педагогического планирования. Определяя форму планирования на группе, педагог может руководствоваться следующими факторами: специфика реализуемых в дошкольном учреждении образовательных программ; этапы реализации образовательной программы ДОУ; рациональность формы; специфика контингента детей; профессиональные и личностные особенности субъекта планирования.

Таким образом, эффективность образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от грамотного планирования: стратегического, тактического и оперативного.

Особый интерес для нас представляет педагогическое планирование в дошкольных учреждениях с группами компенсирующей направленности. Приоритетным направлением в работе такого дошкольного учреждения становится оказание квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Одновременно с этим, коллектив детского сада должен решать и свои традиционные задачи - обеспечивать воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей.

Как уже отмечалось выше, стратегическим педагогическим планом в ДОУ является образовательная программа. Во ФГОС дошкольного образования в качестве требований к структуре образовательной программы выделены следующие положения, касающиеся коррекционного образования. Содержание коррекционной работы включается в программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программу в группах компенсирующей направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Тактическое и оперативное планирование в дошкольном учреждении с группами компенсирующей направленности должно определяться особенностями развития конкретной категории детей с ограниченными возможностями здоровья и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы. В первую очередь, планирование в ДОУ с группами компенсирующей направленности должно осуществляться с учетом индивидуально - дифференцированного подхода. Это предполагает описание: дозированной индивидуальной образовательной нагрузки; системы индивидуальных коррекционно-развивающих мероприятий специалистов, которые планируются на основе результатов диагностического обследования; специальных видов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ педагогической, нормативной, управленческой литературы позволил нам определиться с необходимыми, на наш взгляд, условиями, обеспечивающими эффективное планирование образовательного процесса в ДОУ с группами компенсирующей направленности:

  1. Учет современных подходов к планированию образовательного процесса, заложенных в нормативных документах, регулирующих вопросы дошкольного образования, и методической литературе.
  2. Построение планов образовательного процесса с учетом интеграции деятельности педагогов и специалистов, работающих в группе.
  3. Повышение компетентности педагогов в вопросах планирования образовательного процесса в группах компенсирующей направленности.

Библиографическая ссылка

Постолова Н.Г., Санникова Л.Н. УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ГРУППАМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 37-39;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5543 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674