Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кузьмина В.Е. 1 Шепилова Н.А. 1
1 Магнитогорский государственный университет
1. Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2002. - №5-6. – С.3-13.
2. Коновалова, О.В. Применение сказкотерапии в нравственном развитии дошкольника / О.В. Коновалова // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе. - Курган, 2002. -Ч.1. - С. 72-76.
3. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет/ Под общ. ред. Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой - Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 73с.

Актуальность проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы духовно-нравственного воспитания.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это объясняется сегодня еще и тем, что в обществе наблюдается моральный и эстетический «разрыв» между поколениями. Дети и взрослые существуют каждый в своем микромире, к сожалению, практически никак не дополняя друг друга. А ведь именно взаимовлияние и взаимодействие разных возрастных категорий людей и является ненавязчивой системой духовно-нравственного воспитания, содержание которого базируется на народных традициях. На протяжении длительного времени наши предки вводили подрастающее поколение в единую систему целостного мира семейно-обрядовой и календарно-праздничной культуры. Роль детей в познании основ народной художественной культуры была довольно значимой. Благодаря этой культуре формировались такие качества личности, как: милосердие, доброта, чувство меры, справедливость, терпимость, коммуникативность, трудолюбие, отзывчивость и др.

На современном этапе пересмотр актуального содержания нравственного воспитания идет по нескольким направлениям: есть содержание, которое переходит сегодня в разряд «забываемого»; возник новый взгляд на «старые» проблемы и появилось новое содержание, о котором в прежние годы не говорили.

Проблема нравственного развития является одной из самых важных, сложных и вечно актуальных в жизни общества. Эта проблема находится на стыке философии, этики, педагогики и, конечно же, психологии. Как подчеркивает Б.С. Гершунский, единой пересекающейся территорией для этики и психологии является отношение к другому человеку [1].

В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений: роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А. Козлова, А.В. Запорожец и др.); роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С. Буре, Л.В. Крайнева, В.Н. Давидович и др.); положения ребенка в группе сверстников (Т.А Репина, О.М. Гостюхина, С.Г. Якобсон и др.); значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Киянченко и др.); воспитания культуры поведения (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, В.Г. Нечаева и др.).

Организация практического духовно-нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках является ведущим методом духовно-нравственного воспитания. В практической деятельности ребенок накапливает нравственный опыт, вступает в отношения со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, руководствуется ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, настойчивость и трудолюбие в собственной деятельности, дружно играть и трудиться вместе с другими детьми, бережно относиться к вещам.

Педагог должен, формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. Так, малышам воспитатель должен многократно напоминать о том, что надо поздороваться, входя в группу, предлагает помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную услугу и т.д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

Педагогу важно понимать мотивы детских поступков и правильно их оценивать. Под его влиянием у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или иной ситуации. В силу конкретного мышления, недостаточной объективности в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка.

Используя оценку как метод воспитания, педагог учитывает возраст детей. При оценке поступков старших дошкольников учитываются проявление ими инициативы, волевых усилий, сдержанности, умения вести себя в соответствии с известными моральными нормами как в присутствии воспитателя, так и оставаясь на некоторое время без него (например, при выходе на прогулку, разговоре педагога с родителями, посещении группы посторонними лицами и т.д.). Воспитатель становится более требовательным в оценке, сдержаннее пользуется поощрением. Порицание, замечание, звучащие в его оценках, служат детям предупреждением, запрещением повторения подобных поступков. Кроме того, необходимо помнить о том, что, осуждая поступок, воспитатель не должен осуждать самого ребенка.

Важно, чтобы духовно-нравственное воспитание не превращалось в сухие, надоедливые нравоучения, типа «… должен», «… обязан» и т.п., которые не имеют ничего общего с формами убеждения. Нужно пробуждать у дошкольников высокую активность, вызывать оживленный обмен мнениями, заставлять их самих задумываться над вопросами морали. Выводы о нормах морали, о том или ином поступке дошкольники должны сделать сами, но под направляющим воздействием педагога.

Также важно выработать у дошкольников социальную потребность нравственного поведения. Правильные формы поведения сами по себе еще не решают, какие качества личности сформируются у дошкольников. Одна и та же форма поведения, имея разные цели поступка, может выражать самые различные и противоположные качества личности, поэтому педагог должен знать, какие цели и связанные с ними мотивы побуждают дошкольника к той или иной форме поведения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка - это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников в детском саду необходимо выполнение несколько важных условий. Эти условия таковы:

  • непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь);
  • продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);
  • использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются, и пьём отвары ежедневно);
  • усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

Большую роль в формировании правильных нравственных оценок, суждений, понятий, убеждений при внесении теории морали в сознание дошкольников играют методы воздействия на воспитуемых, осуществляемые через живое слово и личный пример педагога, который тесно взаимодействует с другими методами воспитания.

Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты.

Используя пример как метод воспитания, педагог одновременно прибегает и к методам разъяснения и убеждения. Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для нормальной жизни в коллективе. В разъяснении всегда раскрывается мотивация поступка, дается доказательство необходимости и пользы конкретных действий, суть которых — выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет целью убедить его в необходимости выполнения того или иного правила или недопустимости в будущем повторения совершенного поступка.

В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на этические темы. Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками и т. д.

Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников [2].

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества советского человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, – все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

В нравственном воспитании действенным средством являются также произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.

Особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен, плясок создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.

Таким образом, наиболее перспективной тактикой духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, является та, которая, с одной стороны, даёт возможность детям решать духовно-нравственные и духовно-творческие задачи, содержащие в своих условиях противоречие опыту нравственного поведения детей, а с другой – предоставляет детям свободу выбора. В результате должно возникнуть сознательное стремление к идеалам добра и правды с параллельным формированием твёрдой свободной воли.


Библиографическая ссылка

Кузьмина В.Е., Шепилова Н.А. К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 50-52;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5550 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674