Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

РОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Парахонский А.П.
Главной задачей Болонского процесса является создание в Европе динамичной и конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях и способной увеличить количество рабочих мест, обеспечить устойчивый экономический рост, большую социальную сплочённость и, в конечном итоге, противостоять глобальной экспансии американского капитала. Болонские соглашения ни в коей мере не ограничивают права и традиции национальных систем стран, входящих в процесс. Никто в Европе не заставляет и не собирается рушить всё разнообразие учебных программ, наработанных столетиями. Понятие престижности вуза также остаётся.

Однако, российская бюрократия старается выжать из текущего кризисного момента развития России для своего обогащения всё до единой капли, следуя законам евро-атлантической модели. Она это делает хладнокровно и бессовестно, невзирая на гуманное предназначение тех социальных сфер (будь то образование, медицина, семья, молодёжная сфера и тому подобные), на извращении нормального функционирования которых бюрократы делают деньги. Естественно, что такая позиция российской бюрократии обоснована тем состоянием науки, которое мы имеем до сих пор: что невозможно правильно научно описать, то извращается чиновниками, поскольку им никто из научных авторитетов не может указать на то, как надо. Излучая осведомлённость по широкому кругу проблем, наши чиновники не только склонны рассуждать о вещах, известных им понаслышке, но и нередко принимают решения на основании недостаточных данных. Эти милые слабости стали перенимать и лица, занимающие ответственные должности в профессиональных сферах. Пример тому - суета вокруг Болонского соглашения, касающегося создания единого европейского образовательного пространства. Все обсуждают и толкуют его по своему разумению. Вузы уже приступают к реальным шагам, которые, как предполагается, должны обеспечить полную европеизацию системы в рекордные сроки.

О плюсах и минусах Болонского процесса спорят и в самой Европе. Его предложения на поверку являются, не так уж хороши. Указано, что студенты должны учиться в разных странах, и Европа должна помогать их передвижению. Но это будет возможно (и уже реализуется по этой схеме) с помощью системы "кредитов" или "очков". Студент занимается в разных вузах, изучает самые разнообразные предметы и набирает достаточно очков, чтобы получить не понятно какой диплом. Работник, получивший такой диплом, не имеет достаточный уровень своего образования, и не может считаться специалистом. Таким образом, политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Надо отметить, что европейские элитарные вузы отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для обычных людей, но остается нормальная сфера образования для элиты.

Существует ещё одна проблема - это традиции и престиж, связанный с некоторыми степенями и квалификациями. В странах, где приобретение высшего образования требовало 5-6 лет, студент, который прекращает учёбу через 3-4 года, может считаться неудачником, несмотря на то, что будет иметь диплом бакалавра. А значит, абсолютное большинство студентов захотят получить степень магистра, что нивелирует значение и целесообразность такой реформы в целом.

Первые шаги реформы показали, что недостаточно только изменить законы о высшем образовании. Существует целая цепь юридических, социальных и культурных вопросов, которые необходимо учитывать, решаясь на такие преобразования. Для того чтобы влиться в Болонский процесс, российскими специалистами разработаны рекомендации по изменению существующих национальных стандартов системы образования [1]. Вот основные шаги таких преобразований.

  1. Для повышения студенческой мобильности необходимо обеспечить совместимость российских стандартов профессионального образования с европейскими государственными требованиями.
  2. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачёта учебных дисциплин при переходе студента из одного вуза в другой; ввести одну из мировых систем зачётных единиц, предпочтительно ECTS.
  3. Изменить прежнюю модель обучения и контроля качества выпускника, которые сейчас сводятся к репродуктивному воспроизведению информации. Содержание стандарта должно определять минимальные требования именно к выпускнику как результату образовательного процесса, а не к самому образовательному процессу.
  4. Методика расчёта системы зачётных единиц не должна быть директивной. Необходимо выработать общие подходы, при этом каждый ВУЗ должен иметь право на введение собственных методик расчёта кредитов при сопоставимости учебных планов по родственным дисциплинам, как российских вузов, так и зарубежных.
  5. При введении системы зачётных единиц для студентов необходимо пересмотреть методики расчёта нагрузки преподавателей. Не исключена возможность введения системы кредитов учёта нагрузки преподавателей, куда войдет аудиторная нагрузка, разработка новых курсов, внедрение новых педагогических и информационных технологий в образовательный процесс.
  6. В связи с изменениями требований к выпускнику вуза в соответствии с требованиями рынка труда, следует изменить подходы к концепции практик, включенных в учебные планы. Необходима разработка нормативной правовой базы, регулирующей отношения ВУЗов и предприятий независимо от их форм собственности.
  7. С целью обеспечения диверсифицированной и гибкой системы непрерывного профессионального образования, предусмотреть в стандартах нового поколения расширение перечня направлений для перехода с бакалавриата на магистерскую ступень. Расширить номенклатуру мастерских программ.

Однако существует и обратная сторона медали. Одной из основных целей Болонского процесса является необходимость решения в Европе проблемы дефицита специалистов и качества их подготовки. Внедряя европейские стандарты, мы рискуем ещё более снизить это качество. Ведь по болонской схеме студенты уже через 3-4 года смогут получить диплом о высшем образовании (степень бакалавра). Возникает угроза утратить его фундаментальность. Здесь вновь на первое место выходит очень стойкий стереотип зависимости системы образования от нужд государства. Необходимо согласование национальной образовательной программы с экономическими приоритетами государства. Иначе в погоне за европейскими стандартами образование может утратить свою самобытность и способность адекватно реагировать на национальные экономические запросы. То, что сфера образования склонна к опасным экспериментам, известно, но как бы последний опыт не оказался трагическим.

Таким образом, становится ясно: бездумные реформы, равно как и отказ от них могут негативно сказаться на отечественной системе высшего образования. Для оптимального развития российской системы образования необходимо как использование западного опыта, так и опора на собственные достижения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Опыт международного сотрудничества российских университетов: Болонский процесс и концепция модернизации образования // Итоговый документ междунар. научн. конфер., Екатеринбург, 2003 г. - Интернет-ресурс, http://fir.usu.ru/page?id=64

Библиографическая ссылка

Парахонский А.П. РОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 64-66;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=589 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074