Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Пеньков В.Е. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
1. Иллензеер Д.Н. Методологический анализ современных физических теорий: претензии на описание сознания как объекта реальности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2009. – Т. 8, № 8. – С. 144-148.
2. Иллензеер Д.Н. Философско-методологические проблемы изучения сознания // Система ценностей современного общества. – 2009. – № 5-1. – С. 57-59.
3. Мальцева Н.Н. Границы применимости синергетических принципов в педагогических исследованиях // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – Т. 8, № 4. – С. 183-189.
4. Мальцева Н.Н. Синергетическое моделирование в философии образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 10. – С. 115-119.

Переход образования на новый государственный стандарт ставит перед преподавателями вузов новые задачи. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций требует не только передачи определенного объема знаний, но и формирования определенных качеств личности будущего специалиста. Одним из условий такого формирования является раскрытие творческого потенциала студентов, нахождения в каждой личности тех характеристик, которые позволят максимально этот потенциал реализовать.

Решение данной проблемы осложняется тем, что в настоящее время не существует целостной теории, которая объясняла бы работу мозга. Как отмечает Д.Н. Иллензеер, «феномены мозговой деятельности остаются за пределами научного познания» [2, с. 58]. Как следствие этого, имеет место тот факт, что творческая активность «не находит экспериментального подтверждения и не может рассматриваться как научная» [1, с. 148]. Другими словами, в настоящее время не существует строгих научных теорий творческой деятельности, и изучать ее возможно только на уровне различных методологических подходов и эмпирических наблюдений.

В рамках синергетического подхода «методология педагогического исследования приобретает статус нормативной методологии, т.е. определённого рода предписаний, касающихся порядка проведения исследования, требований к оформлению его результатов, а также – самого пути практического получения и научного признания этих результатов» [3, с. 186]. При этом творчество рассматривается как генерация новой информации на основе взаимодействия уже существующих информационных блоков. Как подчеркивает Н.Н. Мальцева, «всякий педагог-исследователь является и участником событий» [4, с. 115], и его задача заключается в том, чтобы найти те точки соприкосновения вновь получаемой студентами информации с уже имеющимися информационными блоками, а тем самым активировать творческий потенциал обучающихся.

Рефлексивный опыт собственной педагогической деятельности позволяет вывить несколько методических приемов, позволяющих решить данную задачу.

Во-первых, учить студентов задавать вопросы по изучаемой теме. Очень полезными может быть такой прием: студентам дается задание: задайте вопрос по данной теме, даже если ответ на него Вы знаете. Это дает возможность, со стороны студента не испытывать комплекс неполноценности, задавая «глупые вопросы», а со стороны преподавателя выявить уровень глубины усвоения данного материала.

Во-вторых, при объяснении каких-либо научных теорий или методов решения задач рассматривать их с точки зрения конкретных примеров, связанных с жизнедеятельностью и поведением человека. Так, например, рассматривая теорию самоорганизации, говорить не абстрактно о свойствах самоорганизующихся систем, а на примере человека как такой системы, и рассмотрением конкретных ситуаций.

В-третьих, рассматривая один и тот же вопрос, приводить как можно больше примеров проявления того или иного явления из разных областей. Каждый человек индивидуален, и имеет свою неповторимую структурную организацию знаний, поэтому вероятность «зацепить» и активировать творческий потенциал для приема и генерации новой информации будет возрастать с возрастанием числа разнообразных примеров.


Библиографическая ссылка

Пеньков В.Е. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 107-107;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5970 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674