Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Кожевина О.В.
В последнее десятилетие вопрос активной интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство становится одним из приоритетных. Для России в силу сложившихся традиций образования наиболее оптимальной может быть европейская модель образования, основные акценты в которой делаются на оценку образовательной системы с точки зрения экономической эффективности и инвестиционной привлекательности; подготовку квалифицированных специалистов, готовых к практической управленческой деятельности в условиях рынка и высокой конкуренции. Образование в странах Западной Европы строится на принципах Болонской декларации, таких как:
  1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
  2. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
  3. Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
  4. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующие моменты: а) для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; б) для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
  6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Значительное число российских вузов в той или иной степени включились в болонский процесс, особенно в части повышения качества образования, что в итоге способствует высокой востребованности выпускников вузов, использующих инновационные технологии обучения, на рынке труда и работодателями.

Среди первоочередных задач, которые, как представляется, стоят перед отечественной высшей школой, можно выделить две. Первая - это интенсификация работы по принятию образовательных моделей, которые согласовывались бы с «болонскими» принципами и отвечали национальным традициям и интересам России. Вторая - это построение целостной системы обеспечения качества.

Вместе с тем, следует отметить, что переход на Болонские принципы построения системы образования должен быть не только формальный, но и фактический. В России не во всех вузах открыты магистратуры, что снизит их конкурентоспособность по отношению к вузам, имеющим двухступенчатую систему «бакалавр - магистр» (4+2) после ввода стандартов третьего поколения. Применимость европейской «четырехлетки» и магистратуры для экономического и управленческого образования, серьезно не оспаривается, но с профильными вузами: инженерными, медицинскими, физико-математическими, аграрными, в которых процесс образования во многом строится на связи с практикой, могут возникнуть трудности, поскольку практические навыки студенты получают в основном на 4, 5 и 6 курсах.

Кроме того, необходимо создать качественную систему высшего профессионального образования. Совершенствование учебного процесса и методики преподавания в вузах обусловлено рядом факторов:

  1. рынок образовательных услуг перенасыщен предложениями со стороны различных государственных и негосударственных учебных заведений (особенно в области экономики, юриспруденции, психологии);
  2. граждане и бизнес повысили требования к качеству образования;
  3. появились новые технические, методические возможности получения образовательных услуг;
  4. потребности населения стали более разнообразными в выборе образовательных услуг;
  5. все вузы защищают свои сегменты и вынуждены бороться за потенциальный контингент студентов.

В целях повышения качества образования сейчас широко применяется компетентностный подход к подготовке обучающихся (студентов, бакалавров, магистрантов, слушателей программ дополнительного образования) и это, безусловно, правильное направление. Использование в учебном процессе данного подхода, по нашему мнению, позволяет подготовить конкурентоспособного специалиста уже на условиях бакалавриата, не говоря о магистратуре. Компетенции - это не просто знания, умения и навыки, это способность применять полученные знания на практике.

Для специалиста-менеджера ключевыми компетенциями являются: способность осуществлять превентивное управление и оценивать стратегическую перспективу развития организации; умение своевременно принять комплекс эффективных стратегических решений на основе правильного применения знаний; знание методов командообразования и развития персонала. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов в области управления и менеджмента должна осуществляться на основе компетентностного подхода (согласно требованиям времени и образовательному стандарту третьего поколения). Для реализации компетентностного подхода необходимо способствовать активному использованию в учебном процессе ситуационного обучения (кейс-стади), деловых игр, методов компьютерного моделирования, основанных на современных образовательных технологиях, можно привлекать студентов к разработке компьютерных деловых игр, что будет способствовать непосредственному научению студентов синтезировать теорию и практику.

Развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг.


Библиографическая ссылка

Кожевина О.В. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 75-75;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=600 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674