Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аляутдинова Р.Н.

Требования, предъявляемые к современному дошкольному образовательному учреждению, достаточно высоки. За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации. В связи с этим возникает необходимость, с одной стороны, объективной оценки уже достигнутых результатов, а с другой - сравнение их с ожидаемыми прогнозами. Поэтому для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно не только овладеть системой объективных диагностических методик по усвоению программного содержания дошкольниками, но и прогнозировать результаты.

В современных педагогических исследованиях проблеме педагогического мониторинга уделяется большое внимание Л.П. Качалова [1], Н.В. Микляева [3], Попов В.Г., П.В. Голубков [4], С.Е. Шишов и В.А. Кальней [8].

Мониторинг - теоретически обоснованные измерения оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах С.Е. Шишов и В.А. Кальней [8].

«Мониторинг, - отмечают В.Г. Попов, П.В. Голубков, определяя цель мониторинга в образовании, - призван информировать о состоянии педагогической системы (процесса), о тех изменениях, которые происходят в ней и могут произойти, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений»).

В нашем исследовании мониторинг качества обучения и его применение в педагогическом процессе рассматривается как одно из условий, способствующее достижению поставленной цели развития образовательного учреждения. В частности, мониторинг качества обучения в данном аспекте представляет собой динамический процесс, который включает диагностику качества обучения, уровня обученности, обработку и анализ полученных результатов, принятие управленческих решений по улучшению качества обучения, оптимизацию деятельности воспитателей. При рассмотрении вопроса повышения качества образования проблему разработки педагогического мониторинга образовательных учреждений поднимают А.Н. Майоров [2], Н.В. Микляева [3], С.Е.Шишов и В.А. Кальней [8]. Согласно результатам их исследований, применение мониторинга в воспитательно-образовательном процессе дает возможность воспитателям и специалистам освоить направления деятельности, которые помогут решить вопросы: как системно диагностировать и на этой основе управлять качеством обучения и воспитания дошкольника?

В современной педагогической литературе представлены различные определения педагогического мониторинга.

По мнению А.А. Орлова [5], педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Объект педагогического мониторинга - результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.

Его функцией является как выделение показателей, способных охарактеризовать образовательный процесс и образовательное учреждение в целом, так и обеспечение непрерывного исследовательского слежения за состоянием и прогнозированием развития педагогической системы.

Таким образом, под педагогическим мониторингом понимается:

  • во-первых, форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы;
  • во-вторых, метод постоянного исследования, в реализации которого осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней отмечают: «...Под мониторингом мы понимаем систему контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровня усвоения учащимися учебного материала и его корректировку». Иными словами, мониторинг - регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в воспитательно-образовательном процессе.

Так или иначе, но описание любой системы мониторинга должно отражать следующие позиции:

  1. название модели мониторинга;
  2. краткое описание способа применения методики;
  3. контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);
  4. внутренние возможности оптимизации модели;
  5. управление (указания по разработке и внедрению методики);
  6. требования, предъявляемые воспитателям, задействованным в проведении системы мониторинга;
  7. требования к материально-техническому обеспечению образовательного учреждения, на базе которого будет применяться разработанная система;
  8. интегративная модель оценивания (педагогическая диагностика);
  9. принципиальные преимущества и недостатки модели.

Для обеспечения эффективности мониторинга в дошкольном образовательном учреждении важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.

В научной литературе, посвященной проблемам управления, психологии, педагогики указываются виды мониторинга, в структуре которых заложены разные основания. Применительно к дошкольному учреждению можно выделить следующие виды мониторинга:

  • по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
  • по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
  • по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
  • по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
  • по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
  • по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
  • по формам объектно-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
  • по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.).

Таким образом, проведенный анализ различных подходов к проблеме мониторинга, позволяет определить для нашего исследования мониторинговый подход как необходимое условие управления качеством образования. При этом спецификой нашего подхода выступает поэтапный мониторинговый подход к управлению качеством обучения в дошкольном учреждении, который можно представить в виде следующей модели.

Этапы мониторинга

Основные направления деятельности по реализации поэтапной системы мониторинга

Выполнение участниками учебного процесса управленческих решений и ответственность за их реализацию

Подготовительный этап

1. Анализ педагогического процесса, влияющий на качество обучения дошкольников.

Заведующая детским садом, старший воспитатель - анализ и оценка результатов обучения.

Управленческие решения по улучшению качества обучения дошкольников.

2. Выявление основных критериев мониторинга, необходимых для объективной оценки качества обучения.

Старший воспитатель - описание критериев и выявление условий обеспечения мониторинга.

Стимулирование воспитателей и специалистов на поиск путей по выявлению объективной оценки качества обучения.

3. Разработка механизма внедрения мониторинга качества обучения.

Педагогический совет, творческая группа - составление плана основных направлений деятельности по внедрению мониторинга.

Управленческие решения по организации механизма мониторинга в воспитательно-образовательном процессе.

4. Разработка системы статистической обработки данных мониторинга качества обучения.

Старший воспитатель - описание методик и форм, подготовка методических рекомендаций по улучшению качества обучения дошкольников.

Практический этап

1. Подготовка воспитателей, специалистов к проведению мониторинга качества обучения.

Старший воспитатель - методические рекомендации по проведению мониторинга качества обучения.

Организация семинаров по процедуре проведения мониторинга с педагогами и специалистами в рамках педагогической учебы.

2. Проведение диагностики качества обучения воспитанников (оценка, обработка, анализ результатов)

Старший воспитатель, воспитатели - проведение диагностики.

Принятие управленческих решений по организации деятельности, направленной на повышение качества обучения дошкольников

3. Создание системы мониторинга по отслеживанию результатов обучения

Заведующая детским садом, старший воспитатель, творческая группа - принятие управленческих решений по улучшению качества успеваемости дошкольников на основе созданной системы мониторинга.

4. Создание структуры методической службы управления качеством обучения и внедрения мониторинга в образовательный процесс.

Старший воспитатель, творческая группа по проведению мониторинга педагогического процесса в дошкольном учреждении, обеспечивающего повышение качества обучения.

5. Отработка оптимальной модели организации мониторинга управления качеством обучения.

Педагогический совет образовательного учреждения.

Принятие управленческих решений по содержанию педагогического процесса, направленного на повышение качества обучения дошкольников.

Обобщающий

этап

1. Подготовка аналитических материалов в рамках мониторинга качества обучения в дошкольном учреждении

Старший воспитатель, творческая группа по проведению мониторинга качества обучения.

Заведующая детским садом, старший воспитатель - аналитические справки по результатам мониторинга педагогического процесса.

2. Обработка, обобщение и анализ данных мониторинга. Корректировка и прогнозирование результатов образовательного процесса.

Старший воспитатель - принятие управленческих решений по планированию педагогического процесса в дошкольном образованном учреждении.

3. Создание банка данных по результатам педагогического мониторинга качества образования.

Старший воспитатель - банк данных на базе методического кабинета дошкольного образовательного учреждения.

Модель управления качеством обучения воспитанников позволяет определить состояние и тенденции изменения качественных параметров в образовательном процессе дошкольного учреждения; создать банк данных по результатам мониторинга качества обучения; совершенствовать модель управления качеством обучения на уровне образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Качалова Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов // Педагогика. - 2000. - № 9. С. 60-65.
  2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М: Интелект - Центр, 2005.
  3. Мониторинг в современном детском саду: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Попов В. Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 2. С. 30.
  5. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. М.: 1996.
  6. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении // Управление ДОУ. 2002. № 6.
  7. Терзиогло Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеренбург , 2001.
  8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: 1998.

Библиографическая ссылка

Аляутдинова Р.Н. МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 81-85;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=604 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674