Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВНЕДРЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ КАК РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОДНОМ ИЗ ЗАНЯТИЙ ПО ТРЕНИНГУ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Мороз В.А. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Изд-во «Прометей», 1994.
2. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: Полный курс: учеб. пособие. – М.: «Издательство ФАИР», 2007.
3. Ошо Багван Шри Раджниш. Творчество. Высвобождение внутренних сил. – М.: Весь, 2014.
4. Сластенин В.А., Чижакова В.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Логика суха, поэзия жива. Логика не может танцевать; это невозможно. Поэзия может танцевать; поэзия это танец твоего сердца. Лишь поэзия может любить, лишь поэзия может совершить прыжок в парадокс любви. Поэзия, любовь, чувство придают тебе глубину, тепло. Ты становишься тающим, ты теряешь холодность. Ты становишься более человечным.

Ошо

Человек живет в мире ценностей. При этом далеко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе её социализации, становятся ценностями для неё. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «духовного созревания личности», то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей (самоконтроль, саморазвитие, уважение и забота, ценность человеческого общения, любовь, терпимость к недостаткам других, чуткость, жизнерадостность, уверенность в себе, широта взглядов, ответственность).

Формирование ценностей - одна из важных задач учебного заведения. Это процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксеологических позиций.

Устойчивые отношения к действительности выступают качественными характеристиками личности. Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «равенство», «справедливость»..., когда само отношение выступает в качестве ценности. Оно исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения [4].

На тренинге личностного роста используются разнообразные методы развития ценностного отношения студентов к себе, другим людям, будущей деятельности, к жизни, и на одном из занятий мы обращаемся к поэзии как мощному средству психологического воздействия на личность, несущему смыслы и эмоции. Занятие проходит в режиме библиотерапии - чтения специально подобранных стихотворений с целью регуляции и коррекции ценностно-смысловой сферы студентов, нахождения ими новых жизненных смыслов или утверждения старых нравственных ориентиров.

Наиболее впечатляющим образом, по мнению Р. Арнхейма, демонстрирует силу своего воображения рассказчик или поэт. В своей форме конкретное поэтическое произведение упраздняет определенное отношение между элементами с помощью двух основных механизмов. Связки редуцируются или элиминируются, и поэт остается наедине со «словами, твердыми и блестящими, как бриллианты. Слово - это элемент. Слово- это материал. Слово - это объект». Эстетическое совершенство, по сути дела, есть не что иное, как средство, с помощью которого художественные высказывания достигают своей цели. Образы при этом не только должны быть правдивыми, они также должны быть доведены до как можно лучшей реализации; ведь именно благодаря своей прозрачности и мощи объект искусства воздействует на человека [1].

Дрешен Ю.Н. утверждает, что прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоциональные состояния: горе и печаль, счастье и радость. Хорошая книга никогда не оставит человека равнодушным и безразличным. Умело подобранная книга мо­жет оказать Большую помощь. Упавший духом человек почерпнет в ней силу и мужество, уверенность в себе и бодрость. Оказывая влияние на внутрен­ний мир человека, книга способна выравнивать эмоциональное состояние, со­действовать воспитанию воли, делая характер более устойчивым. Искусство слова способно изменить взгляды личности, а порой и её жизнь - настолько пленительна и неодолима эта сила. И если иногда простого, теплого дружеского слова достаточно, чтобы поднять челове­ку настроение, ободрить, придать ему мужества и сил, то художественное слово, звучащее со страниц книги или со сцены, тем более способно в нужный момент оказать благотворное воздействие на настроение и мысли человека, причем воз­действие это ярче и эффективнее [2].

По сути дела, в оздоровительных целях к книгам прибегают тогда, когда формируют у людей навыки адаптации к жизни, духовное развитие и творчес­кий рост. Выбор этих направлений обусловлен стремлением обеспечить равно­весие между интеллектуальными и неинтеллектуальными факторами в про­цессе обучения и воспитания. Причем общим исходным логическим основани­ем в этих направлениях является влияние на психическое здоровье и форми­рование личности.

Поэтическое произведение улучшает наше настроение и волнует наше воображение тем бесспорнее, чем заботливее выбирает автор черты, способные наводить на нечто конкретное или приводить в движение ту сферу моторных и чувственных спутников, которые заменяют для нашего сознания все точно представленное и осмысленное.

Гегель настаивал на том, что поэзия есть «всеобщее» искусство и может быть выражена во всякой форме (сим­волической, классической, романтической - тогда как архитектура пре­имущественно связана с символической, скульптура - с классической, а живопись и музыка - с романтической формою), ибо ее собственное со­держание есть фантазия, эта общая основа всех социальных форм искус­ства и отдельных искусств

А. Солженицын говорил о своем ощущении лите­ратуры как единого большого сердца, колотящегося о заботах и бедах нашего мира. О том, что именно литература способна внушить человеку понимание горя и радости, масштабов и заблуждений никогда не пережитых им самим чувств. Сфокусировавшая в себе эмоциональный опыт человечества художе­ственная литература рассчитана на тех, кто способен сделать своим опыт, пе­режитый другими.

Библиотерапия считается важным терапевтическим и профилактическим средством, рассчитанным на различные категории, возрастные группы (дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые, пациенты больниц и т.д.). Она может использоваться для улучшения межличностных от­ношений, может помочь человеку выработать терпение и понимание.

Перед занятием студенты получают задание принести стихотворения, способствующие личностному росту (о смысле жизни, о любви, гармонии, межличностных отношениях или произведения, которые когда-то запали в душу и до сих пор при воспроизведении вызывают положительные эмоции, особые переживания). Преподавателем также подбираются авторские произведения и стихотворения других авторов.

На самом занятии после прочтения и обсуждения сказок и притч мы приступаем к чтению поэтических произведений, в процессе которого студенты находят и озвучивают эмоциональные отклики, сходства позиций и идей с мировоззренческими взглядами авторов произведений, проводят параллели с собственной жизнью, сопереживают героям; отмечают облегчение, так как становятся понятными проблемы, значения рока (судьбы); отмечают ясность понимания ситуации, изменение отношения, а в будущем и поведения.

Подобные занятия, на наш взгляд, способ­ствуют формированию устойчивых взглядов на мир, учат человеколюбию, критическому отношению к себе, развивают любовь к чтению, обогащают ду­ховный мир личности студента.

Мы знаем, что эффективность работы специалиста обусловлена не только уровнем его научно-теоретической подготовки и приобретенными профессиональными навыками, она в не меньшей степени зависит от его личностной зрелости, уровня нравственной культуры, владения навыками общения. Поэтому проведение тренинга личностного роста с использованием методов искусствотерапии даёт преимущество выпускникам нашего вуза, так как формирует полноценного специалиста с активной жизненной позицией и сознанием долга перед обществом, в котором живёт и трудится.

В заключение хотелось бы представить несколько авторских произведений, которые звучат и обсуждаются на занятии.

***

Часто бывает: мы дарим добро

Людям, которые это не ценят,

Людям, которым всегда все равно,

С кем они трудности делят,

Людям, которые все на пути

К славе, к успеху применят,

Людям, которые всем вопреки

Будут всегда что-то делать.

Дарим энергию, дарим труды,

Часто здоровье срывая себе,

Делаем море в стакане воды,

Делаем то, чего нету нигде:

Летом мы снег добываем и лед,

Жаркое солнце - зимою,

А из падения сделать полет

Можем, но это не стоит

Того, чтобы люди плевали на нас

За помощь в ответ и улыбку,

Чтоб каждые сутки иль каждый час

Они нашу искали ошибку.

Делать добро не каждый умеет,

Но мы должны верить всегда,

Что жизнь за добро нас прекрасным наделит,

И зло пропадет навсегда.

***

Покуда ветер дует в спину,

И подчиняешься ему,

Никто не верит в твою силу.

Ты слаб. И знаешь, почему?

Ты повернись ему навстречу

И сделай шаг, потом другой,

И ты почувствуешь, что легче

Уж управлять тебе собой.

Пусть с виду ветер непокорный,

Бушует и сбивает с ног,

Но силен тот, чей дух упорный

Найти себя в том ветре смог

И воспротивился неволе,

В которой столько лет прожил.

Не подчиняйся ему боле!

Ты человек! В тебе есть пыл!

***

У поэта душа открыта,

Заходите ж в него смелей;

Коли сердце ещё не разбито,

Разбивайте его скорей!

У поэта нет силы бороться

И желанья такого же нет,

Любит тех, кто над ним смеётся

И молчит на обиду в ответ.

Уважает врагов беспощадных,

Что завидуют тихо ему,

Скромно прячет свои награды

От глаз ненасытных в углу.

У поэта всегда в доме гости,

И повсюду веселье и смех.

Нет ни лжи, ни обиды, ни злости,

Ведь поэт несёт людям лишь свет.

***

Улыбнись идущему навстречу,

Загляни приветливо в глаза;

Иногда всё это душу лечит,

Не забудь, но только иногда.

Не желай дурного, не завидуй,

Ведь тебе лишь это навредит;

Не пытайся слабого обидеть -

За него сильнейший отомстит.

И себя не возвышай над миром,

Жизнь живи, Но помни об одном:

Ты не должен быть лишь командиром,

Но и быть не должен ты рабом.

***

Ах, как же всё же хочется

Взять в руки всё, что колется,

Объять всё необъятное

И на луну слетать...

Как хочется взять облако

И погонять верхом на нём,

Стать магом на секундочку

И всех заколдовать:

Чтоб мирно жили воины,

Чтоб все были настроены

Такими быть счастливыми,

Без крыльев чтоб летать...

Как хочется, чтоб заново

Мы начинались с малого,

Великими закончились

Пред тем, как ляжем спать...

***

Голосом любви поёт планета,

Если ты, конечно же, влюблён.

И парит мечта в просторах неба,

Если ты мечтою окрылён.

Шелестят деревья о покое,

Если у тебя в душе покой;

Друг твой положительно настроен,

Если у тебя такой настрой.

Ветер говорит о вкусе жизни,

Коль она, действительно, вкусна,

И когда читаешь его мысли,

У тебя внутри цветёт весна.

Ну а если ты по жизни мрачен,

Возмущаешься и требуешь тепла,

То ответ мой будет однозначен:

«Постарайся изменить себя!!!»


Библиографическая ссылка

Мороз В.А. ВНЕДРЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ КАК РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОДНОМ ИЗ ЗАНЯТИЙ ПО ТРЕНИНГУ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 208-212;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6075 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674