Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ

Наумов Г.Н. 1 Городин В.Н. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Бордовская Н.В. Система управления качеством образования в вузе. // Оценка качества образования в российских вузах: опыт и проблемы. Материалы межвузовского семинара, СПб, - 2004, - С.19.
2. Винник Ю.С., Кочетова Н.М., Маркелова Н.М., Василеня Е.С. Междисциплинарное взаимодействие – способ получения конкретных знаний. // Эффективное управление иорганизация образовательного процесса в современном медицинском вузе: вузовская педагогика. Материалы конференции, Красноярск, - 2014, - С.155.
Ведущая роль в развитии человека как личности и специалиста принадлежит системе образования. В связи с этим одна из важных задач высшей школы заключается в формировании личности специалиста, творчески способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность [2].

На разных этапах развития науки и образования акцент делается то на специализации и дифференциации, то на синтезе и, интеграции знаний. В последнее время первый процесс явно доминирует над вторым. Отсюда и возникает потребность в интенсификации процессов взаимодействия и интеграции различных медицинских наук и соответствующих учебных дисциплин в целях получения конкретного знания в целом [1].

Принцип интеграции знания особенно важен в медицине, так как организм человека является сложной интегрированной системой, и патология любого органа всегда вызывает дисбаланс или органной системы, в которую он входит, или всего организма в целом. Поэтому углубление дифференциации медицинских дисциплин (и преподавания их) приводит к тому, что узкий специалист часто упускает из виду общую реакцию организма на локальный патологический процесс, что негативно сказывается на результатах лечения больного и прогнозе заболевания.

Одним из крупных направлений медицинской науки является изучение инфекционной патологии человека, играющей одну из ведущих ролей в общей патологии и летальности человека. Исторически изучением этого раздела медицинской науки занимаются следующие смежные дисциплины: медицинская микробиология, медицинская вирусология, эпидемиология и инфекционные болезни. Также тесно связанной с ними является и медицинская иммунология. В связи с этим при подготовке специалиста-медика особое значение приобретает качественная комплексная подготовка студентов в области перечисленных наук.

На решение означенной задачи направлена и деятельность кафедры инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии (ИБЭМ) МАОУ ВПО «КММИВСО». Кафедра ИБЭМ образована 1 сентября 2013 года и осуществляет преподавание ряда фундаментальных и клинических дисциплин терапевтического профиля на всех факультетах вуза по специальностям «Сестринское дело» (бакалавриат и специалитет) и «Клиническая психология».

Основными направлениями подготовки студентов на кафедре ИБЭМ являются инфекционные болезни, эпидемиология, микробиология, вирусология и иммунология. Кроме того, на кафедре преподается и ряд смежных дисциплин: инфекционная безопасность; сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции; сестринское дело во фтизиатрии; сестринское дело в дерматовенерологии; больничная гигиена; медицинская генетика; заболевания, передающиеся половым путем. На кафедре обучаются студенты 1- 4-го курсов, а также выполняются выпускные квалификационные (дипломные) работы.

Микробиология, вирусология и иммунология являются одними из важнейших фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования; они призваны обеспечить получение студентами базовых общебиологических и медицинских знаний, необходимых для последующего формирования у специалиста-медика правильного понимания причин, механизмов и клиники инфекционных заболеваний, а также для организации адекватного этиологического лечения и специфической профилактики заболеваний. В ходе преподавания указанных дисциплин у студентов формируются квалифицированные представления о микроорганизмах и вирусах, их многообразии, морфологии и внутреннем строении, биологических свойствах, распространении и роли в биосфере Земли, об использовании микроорганизмов человеком в экономической и бытовой деятельности.

Особое внимание при изучении медицинской микробиологии уделяется патогенным микроорганизмам, механизмам их вирулентности и токсичности, антигенности и иммуногенности, то есть свойствам, непосредственно влияющие на возникновение, распространение, течение и исходы инфекционных болезней, а также на иммунопрофилактику (вакцинацию) инфекционных заболеваний.

Логически в ходе преподавания микробиологии студенты проводят начальное изучение основных положений и понятий эпидемиологии и инфекционных болезней.

Так, кроме изучения свойств и биологии возбудителей студенты знакомятся с их эпидемиологическими особенностями: локализацией, выживанием и распространением в природной или социальной среде, механизмами передачи от человека к человеку, способами заражения и путями выделения микроорганизмов из организма человека и другими эпидемиологическим понятиями.

В ходе изучения медицинской микробиологии и вирусологии студенты получают также начальные базовые знания и по инфекционным болезням. При изучении отдельных возбудителей инфекционных заболеваний обязательно рассматриваются некоторые аспекты инфекционной болезни: факторы патогенности и вирулентности микроорганизмов, определяющие этиологические и патогенетические механизмы развития заболевания; основные периоды развития инфекционного процесса и заболевания; основная симптоматика болезни; принципы этиологической терапии и исходы заболевания; специфическая иммунотерапия и иммунопрофилактика заболевания.

Кроме того, в ходе изучения курса «Микробиология, вирусология и иммунология» студенты получают начальные знания по инфекционной безопасности больных и медицинского персонала: понятие о внутрибольничных инфекциях (ВБИ), масштаб проблемы, резервуары возбудителей и способы передачи ВБИ; группы риска ВБИ, общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ; понятия «деконтаминация», «очистка», «дезинфекция», «стерилизация»; способы стерилизации инструментов; преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов.

Также следует отметить, что при преподавании курсов «Микробиология, вирусология и иммунология», «Эпидемиология» и «Инфекционные болезни» большое внимание уделяется знакомству студентов с современными молекулярно-генетическими методами диагностики инфекционных заболеваний, такими как полимеразная цепная реакция (ПЦР), секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, использование ДНК-зондов, а также методам автоматизации и компьютеризации диагностических исследований. Знакомство с этими методами осуществляется в оборудованных современными приборами лабораториях ГБУЗ «Специализированная клиническая инфекционная больница» г. Краснодар.

Таким образом, в результате изучения курса «Микробиология, вирусология и иммунология» студенты получают начальные знания по эпидемиологии и инфекционным болезням, что позволяет им более успешно освоить логически вытекающие дисциплины на старших курсах. У них формируется правильное понимание роли микроорганизмов в экологии, поддержании здоровья человека и в инфекционной патологии.

Такой последовательный подход к изучению мира микроорганизмов, особенностей инфекционного и эпидемиологического процессов позволяет студентам легче и более творчески познать и осмыслить вопросы частной инфектологии, лечения и ухода за больными, а также вдумчиво реализовывать на практике принципы инфекционной безопасности и профилактики инфекционных заболеваний. Кроме того, существующий на кафедре научный студенческий кружок, где рассматриваются междисциплинарные проблемы по специальностям, преподаваемым на кафедре, существенно расширяет кругозор наших студентов и инициирует выполнение исследовательских и дипломных работ на качественно ином уровне.

Еще одним положительным аспектом объединения преподавания инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии в рамках нашей кафедры является возможность тесного взаимодействия между преподавателями и координации учебных планов по этим дисциплинам. Личное знакомство и внутрикафедральные контакты между преподавателями позволяют выделить важнейшие смежные области этих дисциплин и скоординировать подачу учебного материала в течение всего периода обучения студентов на кафедре, вплоть до написания дипломной работы.

Таким образом, создание в МАОУ ВПО «КММИВСО» комплексной кафедры инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии должно обеспечить подготовку квалифицированных специалистов-медиков, обладающих современными знаниями и навыками в области микробиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней, и таким образом внести вклад в развитие отечественного здравоохранения.


Библиографическая ссылка

Наумов Г.Н., Городин В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 219-222;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6078 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674