Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

Воропаева С.В.
В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья учащихся в системе образования, что является предметом профессионального интереса специалистов, работающих в области медицины, психологии и педагогики. Особенно остро встаёт вопрос возрождения отечественной культуры здоровья как части общечеловеческой культуры и главного фактора, обеспечивающего сохранение психического и соматического здоровья молодёжи. Однако, при всем многообразии научных разработок, многочисленных исследований состояния здоровья учащихся, их результаты, выводы и рекомендации не находят фактического отражения в содержании учебных программ, не приводят к пересмотру существующей практики подготовки педагогических кадров. Вместе с тем, в рамках национального проекта «Здоровье», необходимо рассмотреть вопросы о необходимости формирования культуры здоровья как осознанного воздействия на процесс развития, поддержания и реабилитации здоровья учащихся, что открывает широкие перспективы для внедрения их в образовательный процесс. Перестройка высшего образования предусматривает переход к возвращению  в реально функционирующую систему непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

По результатам наших исследований можно сказать, что будущие педагоги обычно относятся к проблеме здоровья подрастающего поколения, как к чему-то недостаточно важному, абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага и карьера, если они и уделяют внимание здоровью, то главным образом его физической составляющей. К сожалению, для многих студентов педагогических ВУЗов и учителей общеобразовательных школ характерно однобокое представление о влиянии различных факторов на состояние здоровья. С одной стороны, имеется вполне адекватное представление о негативном влиянии различных факторов окружающей среды, а с другой - представление о факторах, способствующих поддержанию и укреплению здоровья, практически отсутствует, что и приводит в будущем к несоответствию теоретической и практической подготовки будущих преподавателей.

В идеале свою деятельность педагог должен бы проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Для этого, на наш взгляд, в педагогическом вузе будущими специалистами в обязательном порядке более углубленно должны изучаться такие дисциплины как возрастная физиология, гигиена, психология здоровья. Недопустимо оставлять часы, выделяемые на изучение дисциплин, на самостоятельную подготовку студентов, так как без поддержки и контроля педагога многие вопросы остаются не разобранными, а значит и непонятыми.

Применяемые сегодня педагогические средства и методы в большинстве своём не позволяют реализовать в комплексе обучающую, воспитательную, развивающую и оздоровительную направленность учебного процесса. Методология здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях не строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство. А низкий уровень физического и психического здоровья молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы современного общества, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

Несмотря на множество разрабатываемых здоровьесберегающих технологий, проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения остается нерешенной, т.е. получение знаний учащимися и сохранение их здоровья являются взаимоисключающими понятиями. В связи с этим возникает необходимость поиска адекватных форм организации учебного процесса, внедрения здоровьесберегающих технологий, построенных на принципах гармоничного и всестороннего развития личности учащегося. Педагогика может и должна играть главную роль в воспитании здорового поколения.


Библиографическая ссылка

Воропаева С.В. АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 91-92;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=609 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074