Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жаравина И.А.
Споры вокруг прав на существование заочного обучения в последнее время усилились в связи с борьбой за качество образования вузов. Некоторые ректоры планируют избавиться от данной формы обучения ввиду ухудшения ею общей картины качества подготовки студентов образовательного учреждения. Другие усматривают в заочной форме обучения возможность самореализации личности, доступность в получении высшего образования широким слоям населения.

Мы в свою очередь присоединяемся ко второй точке зрения по данному вопросу и попытаемся доказать значимость заочной формы обучения в структуре высшего образования, настаивая при этом на необходимости пересмотра существующих подходов в организации заочного обучения.

Согласно проведённым нами социально-педагогическим исследованиям в области заочного обучения, обнаружилось, например, что длительность обучения на заочном отделении в различных вузах варьируется от 25 до 45-50 календарных дней. Также проведение аудиторных занятий осуществляется в течение 2, а в некоторых вузах и 3 сессий. А в вузах, сочетающих формы заочного и дистанционного обучения, аудиторные занятия и вовсе ограничиваются 1 сессией. То есть, налицо разноплановость заочного образования, вероятность нерациональности его организации, приводящей к снижению качества подготовки студентов, что, однако, в целом не указывает на отсутствие целесообразности заочного образования.

Заочное обучение, предполагающее сочетание аудиторной работы с самостоятельной в пропорции 1/ 9 - один из способов контролируемого самообразования, направленного на формирование личности. В контексте непрерывного образования оно может рассматриваться как процесс преобразования своих способностей самим обучающимся субъектом, процесс обновления и пополнения собственных компетентностей, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

В настоящее время заочное обучение выполняет множество функций. Помимо основной роли - повышения производственной квалификации - оно:

  1. даёт возможность студенту переквалифицироваться на базе уже имеющегося образования;
  2. решает проблемы открытого образовательного пространства путём предоставления студенту-заочнику необходимых учебных материалов;
  3. гарантирует право на образование всему населению страны;
  4. предоставляет студентам возможности самореализации;
  5. ориентируется на большое количество учащихся ввиду отсутствия необходимости предоставления учебных посадочных мест на протяжении всего академического года;
  6. оказывает воспитательное влияние на студентов: учит планировать и рационально использовать своё время, самостоятельно принимать решения и т.д.

Сегодня заочное обучение получило большую популярность уже не по причине нехватки кадрового потенциала, вследствие которой оно впервые появилось, а в связи с личной заинтересованностью каждого быть дипломированным специалистом.

Согласно В.И. Шиляевой [2], в настоящее время существуют следующие категории заочников:

  1. Лица, достигшие высокого социального статуса и имеющие соответственно высокий уровень материального обеспечения. Среди них менеджеры высшего звена банков, крупных коммерческих фирм, государственных предприятий и представители властных структур, депутаты и т.п., их потребность в продолжении образования обусловлена часто нехваткой современных конкретных знаний для принятия безошибочных решений, грамотного управления людьми.
  2. Лица, имеющие высшее или средне специальное образование, специальность которого утратила актуальность и не пользуется спросом в условиях рынка. Они надеются обрести новую рыночную специальность, которая позволит им найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру и занять достойные статусные позиции в обществе. В. И. Шиляева отмечает, что в переходный период вследствие трансформации хозяйственной системы государства, структурных сдвигов в экономике, ухудшения финансовой обеспеченности значительной части работающих и ряда других обстоятельств у различных категорий населения вполне обоснованно возникает и усиливается профессиональный интерес к получению новых знаний и необходимость в нетрадиционных формах его получения.
  3. Лица, которые уже имеют вполне устраивающую их должность и зарплату, но работают не по той специальности, которую им предоставило первое высшее образование. К этой категории относятся, например, главные бухгалтеры с педагогическим или медицинским образованием, заместители директоров производственных и коммерческих фирм с гуманитарным или естественнонаучным образованием. Для того чтобы не потерять рабочее место, им необходим диплом по новой экономической специальности, поэтому они принимают решение получить второе высшее образование.
  4. Лица, только закончившие среднюю школу. Среди их числа автор отмечает огромное число желающих получить финансовое, юридическое, экономическое образование в силу того, что именно эти виды образования дают возможность занять, по их мнению, лидирующее, респектабельное положение в обществе.
  5. Следующая категория была выявлена нами самостоятельно по результатам обработки анкетирования студентов, направленного на установление категории людей, выбирающих заочную форму обучения и факторов, оказывающих влияние на её выбор. - Лица, имеющие диплом о высшем или средне специальном техническом, педагогическом или медицинском и так далее образовании, разочаровавшиеся в выбранной ими профессии, либо не нашедшие возможности реализовать себя в ней.

Среди факторов, оказывающих влияние на выбор заочной формы обучения, студенты отмечают:

  1. Сессионный график обучения, позволяющий студентам концентрироваться на учебной деятельности.
  2. Возможность сочетать учёбу с работой. К достоинствам заочного отделения студенты относят наличие благоприятных условий как для материальной обеспеченности себя и своей семьи, так и для оттачивания профессиональных навыков.
  3. Индивидуализацию обучения, подразумевающую усвоение учебного материала в равном объёме лицами с различными темпераментами и начальным уровнем обученности.
  4. Возможность уделять время семье. В частности, заочная форма обучения пользуется большим спросом у женщин, воспитывающих малолетних детей.
  5. Отсутствие возрастных ограничений. Несмотря на правовое отсутствие ограничений, существуют, однако, психологические барьеры, при которых лицам так сказать солидного возраста, вернувшимся из армии и так далее неуютно сидеть за одной партой со студентом, только что выпорхнувшим из родительского гнезда или всё ещё находившимся под их неустанной опёкой. Заочное отделение ограждает участников образовательного процесса от такого рода стресса, сводя до минимума общение студентов в рамках аудитории.
  6. Низкую плату за обучение. Плата за обучение по заочной форме обучения, согласно проведённому исследованию В. И. Шиляевой, значительно дешевле (примерно на 50%) дневной формы.
  7. Сокращение дополнительных затрат на обучение (Меньше денег уходит, например, на проезд).
  8. Удобство в получении образования населением из отдалённых районов страны, проживающими за рубежом, а также лицами с ограниченными физическими возможностями и ослабленным здоровьем.
  9. Возможность получать высшее образование одновременно по нескольким специальностям - сочетать очное высшее образование параллельно с заочным.
  10. Использование резервного времени с пользой. Временно безработные, а также беременные женщины, лица, находящиеся в декретном отпуске прибегают к заочной форме обучения в целях рационального использования высвободившегося времени.
  11. Желание обрести независимость от родителей. Стремление избежать чрезмерной опеки, назиданий со стороны старшего поколения заставляет молодых людей самостоятельно зарабатывать, оплачивать свои нужды и учёбу.
  12. Облегчение усвоения теоретического материала на основе практической (трудовой) деятельности.
  13. Шанс сделать профессиональную спортивную карьеру.
  14. Более поздний, по сравнению с очным отделением, приём документов на поступление в вуз. Не пройдя по конкурсу на очное отделение, у абитуриента существует шанс получить высшее образование по заочной форме в том же самом учебном заведении, по той же специальности, а не ждать целый год, чтобы вновь попытать счастье поступить в институт (университет).

Обилие установленных нами причин, по которым студенты выбирают заочное образование, полностью доказывает право на существование данной формы обучения и характеризует её как способ получения непрерывного образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шиляева В.И. Заочное высшее профессиональное образование в малых городах в условиях перехода к рыночным отношениям / В.И. Шиляева // Вестник Удмуртского университета. Социология и философия. - 2006. № 3. - С. 82-87

Библиографическая ссылка

Жаравина И.А. ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 99-101;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=614 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674