Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ)

Лобанова О.Б. 1 Шалабанова А.А. 1 Плеханова Е.М. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева»
В статье на основе анализа историко-педагогической литературы и архивных материалов охарактеризована организация просветительской работы в период становления советского государства на примере музейной работы; установлено, что в 20–30-е гг. ХХ в. большое внимание уделялось организации просветительской работы среди взрослого населения. Большую роль в этой деятельности играли музеи, которые способствовали политико-просветительной и агитационно-пропагандистской работе с населением. В 20–30-е гг. ХХ в. музей был призван активно заниматься просветительской работой. Посредством музеев государство осуществляло идеологическое воспитание взрослых и детей, развивало их сознательность и активность, вовлекало в государственное и хозяйственное строительство, повышало общий культурный уровень населения страны.
просветительская работа
музей
20–30-е гг. ХХ в.
культурная политика
культурная революция
идеология
1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Енисейский краеведческий музей». Фонд №156. Опись №.1. Дело №. 96. Лист 1.
2. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Енисейский краеведческий музей». Фонд № 156. Опись №. 2. Дело №.95. Лист 19.
3. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Енисейский краеведческий музей». Фонд № 156. Опись №. 2. Дело №.95. Лист 20.
4. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Енисейский краеведческий музей». Устимович П.М. Письма М.П. Миндаровскому в Енисейск 1930–1931. – С. 3.
5. Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.3. / Под. ред. А.Г. Калашникова. – М.: Работник просвещения, 1930. – 894 с.

Культурная политика российского государства на современном этапе развития ориентирована на духовное возрождение общества. Важность этого положения подчеркивается тем обстоятельством, что 2014 год в нашей стране Указом Президента РФ объявлен Годом культуры. Именно музей как учреждение культуры призван формировать и пропагандировать идеи духовного единства, распространять знания об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию. Сегодня перед музеями нашей страны стоит задача изменения форм и методов своей работы в соответствии с новыми культурно-историческими условиями, с учетом изменившихся потребностей общества и накопленного опыта в практике музееведения. Особый интерес в этом отношении представляет период становления советского государства.

В 20–30-е гг. ХХ в. музей представлял собой социальный институт, призванный не только сохранять и демонстрировать культурные ценности, способствовать образованию подрастающего поколения, но и активно заниматься просветительской работой. В связи с этим роль музея в исследуемый период значительно возрастала, чему способствовала государственная политика того времени, экономические и культурные условия.

Актуальность изучения проблемы организации музейной работы в 20–30-е гг. ХХ в. подчеркивает большое количество исследований. Это работы Н.А. Белоусовой, Ю.С. Клюевой, С.Ф. Махрачева, Д.Е. Озеровой, Н.И. Рубана, Е.Е. Свешниковой, Т.В. Тишкиной, Ф.И. Шмита и др.

Хронологические рамки исследования охватывают 20–30-е гг. ХХ в., потому что в это время происходило формирование социально-культурной сферы нового государства, активно шла организация просветительской работы среди населения, одним из центров которой в исследуемый период был музей. Именно музейная деятельность в период становления советского государства занимала одно из важнейших мест среди различных видов политико-просветительной работы. Поскольку очень часто музеи приобщали к искусству, организовывали досуг взрослого населения, направляя их активность на общественно – полезную деятельность.

В Наркомпросе в 1918 г. был создан отдел по делам музеев и охране памятников. Это позволило организовать централизованное руководство музеями. Тогда же при отделах народного образования (ОНО) местных Советов формировались местные органы управления музейным делом. В феврале 1921 г. Совнарком утвердил новое Положение о Наркомпросе РСФСР, согласно которому был организован Академический центр, в состав которого входил и Главный комитет по делам музеев (Главмузей) и Главархив. В исследуемый период нормативно-правовую базу музейной работы составляли следующие документы: Декреты СНК «О реорганизации и централизации архивного дела» (1918), «О губернских архивных фондах» (1919), «О хранении и уничтожении архивных дел» (1919), «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (1918) , Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Положение об архивном управлении РСФСР» (1929) и др.

Советское правительство было заинтересовано в повышении образовательного и культурного уровня всех категорий населения, уделяя особое внимание подрастающему поколению и понимая, что без образованного, культурного человека будет невозможно построить новое государство. Направления культурно-просветительской работы определяла коммунистическая партия. Революционные процессы, изменившие основные принципы политики государства в области культуры, в том числе в музейном деле, привели к пересмотру многих сложившихся ранее критериев деятельности музеев. Проблемы музейного строительства были неразрывно связаны с преобразованиями в духовной сфере общества, которые занимали центральное место в политике как партийных, так и государственных органов. Именно в этот период появляются такие понятия, как «культурное строительство» и «музейное строительство». В связи с этим в эпоху культурной революции музеи, во многом утратив первоначальное предназначение хранителей исторической памяти, стали превращаться в агитационно-пропагандистские учреждения, что в корне изменило основополагающие задачи и формы их деятельности.

Эпоха культурной революции наложила свой отпечаток на деятельность всех просветительных учреждений страны, в том числе и музеев. Бесспорно, положительными моментами можно считать народный характер музеев: среднестатистический гражданин стал главным посетителем музея и активно вовлекался в пополнение его коллекций. Одним из проявлений народного характера музейной деятельности являлись краеведческие кружки, появившиеся в музеях. Но какие бы новые задачи в просветительской работе не задавала сложившаяся идеологическая система, источниками пополнения коллекций остались обращения к гражданам, пожертвования от населения. Не то чтобы эти методы обладали некой архаичностью, просто само время требовало большего вовлечения масс к моментам просвещения. Сохранилось одно из таких обращений «Ко всем членам профсоюза, партии, комсомола, учительству и школьникам, красным партизанам и крестьянам», датируемое 1930 г.[2]. В обращении выражалась просьба собирать для музеев «книги, фотографии, художественные картины, описания и воспоминания о нравах жизни, переписки с семьей и товарищами представителя партизанского движения…» [3]. Из этого же документа мы узнаем, что собираются материалы для «отдела революционного, партизанского движения в г. Енисейске, и колчаковщины». Разумеется, перекос в сторону революционной тематики был велик, и это также отражено в цитируемом нами документе: «Помогите нам собрать фотографии царской ссылки, описания и воспоминания о нравах и жизни, фото красных партизан города и деревни, погибших и живущих в настоящее время, переписку с семьей и товарищами представителя партизанского движения» [2].

Музеи в 20–30-е гг. XX в. являлись научными учреждениями и хранилищами предметов искусства и науки. В СССР доступ в них был широко открыт для трудящихся масс, что давало возможность использовать их материал в целях организации просветительской работы. В плане работы музея была обязательна разработка пропагандистских мероприятий: серий лекций, чтений, научных диспутов, а также экспозиций, связанных с революционной тематикой, и соответственно, экскурсии по ним. В связи с этим создавались музеи нового типа – музеи Революции, Красной армии, по охране труда и здоровья, быта и т.д. Количество музеев увеличивалось, что объяснялось необходимостью организации массовой просветительской работы. Организаторы и работники новых музеев не имели необходимого специального образования. Это создавало определенные трудности в создании экспозиций, учете экспонатов, работе с каталогами. В отчетах о работе музеев отмечалось: «... расположение материала и метод экспозиции не отвечал запросам массового посетителя: перегруженность, отсутствие надписей, каталогов, листовок, диаграмм, карт, неясность общего плана экспозиции сильно затрудняли проведение политико-просветительной работы в музеях...» [5].

За 20–30-е гг. XX века было много сделано в направлении изучения экскурсионными руководителями музейного материала, выработки тематических экскурсий, приспособления их к запросам рабочих, красноармейцев, крестьян, учителей и учащихся. Экскурсионные политпросветские и профсоюзные организации проводили большую организационную и агитационную работу в сфере привлечения внимания к ряду музеев, освещающих вопросы техники, санитарии, военного дела. Эта работа помогала людям разобраться в современном строительстве нового государства, общества.

Для пополнения коллекций особо значимыми оставались и научные экспедиции. Архивные документы дают возможность представить, как была организована такая работа на примере Енисейского краеведческого музея. Одна из наиболее интересных экспедиций состоялась в 1928 г. на реку Кемь. Судя по записям Отчета о данной экспедиции, ее целью было «...сбор и изучение Кемской долины в этномологическом значении» [1]. Отчет был составлен заведующим музеем Н.А. Кытмановым. В экспедицию отправились 11 июля на пароходе «Косиор» до села Казачинского, захватив с собой небольшую лодку. Далее на протяжении всего отчета встречались довольно интересные факты, касающиеся поселений на Кеми. Так в отчете имеется упоминание о поселении Вороковщина, состоящего из тридцати дворов. На тот момент его основное население составляли выходцы из других территорий: «Живут исключительно переселенцы из Украины Полтавской и Киевской губернии». В результате экспедиции были собраны материалы о флоре и фауне данного района, сведения, касающиеся современного быта рабочих, новых станков, клубов, бань». Интересна еще одна экспедиция, которая состоялась 30 июля 1929 г., поскольку ее целью являлась сбор материалов о политической ссылке и взятие на учет историко-архитектурных памятников в крае. Однако политическому ссыльному П.М. Устимовичу недостаток средств не позволил осмотреть останки старого Туруханска, где проживали в ссылке декабристы Аврамов и Лисовский. Тогда ленинградский краевед при содействии местной интеллигенции и комсомола поднял вопрос об открытии на этом месте краеведческого кружка в качестве филиала Енисейского краеведческого общества [4].

Именно они, используя свои фонды и коллекции, заинтересовывали местное население в изучении культуры, искусства и природы своего края. Для правильной организации и построения работы музея выходили директивы, которые регламентировали их работу. В директивах определялись следующие разделы деятельности:

1) природа и естественно-производительные силы края;

2) история культуры края;

3) социально-экономическая жизнь края;

4) история революционного движения [5].

Интересно, что наряду с подлинным материалом в качестве экспонатов использовались графические диаграммы, карты, фотографии, создающие наиболее полную картину жизни того или иного края. В построении каждого раздела требовалось отмечать достижения советской власти в сравнении с дореволюционным временем и перспективы дальнейшего строительства [2].

Также музеи играли большую роль в организации просветительской работы среди подрастающего поколения. Однако, зачастую пропагандистская направленность с ориентацией на знание превращала музейную экскурсию в обычный урок с той разницей, что проводился он не в школе, а на материале музея.

Стоит отметить, что если в дореволюционный период своего существования музеи имели хоть какой-то небольшой денежный фонд для вознаграждения своих дарителей, то в начальный период советской власти такие явления уже не практиковались. Это довольно ясно прописано в обращении «Ко всем членам профсоюза, партии, комсомола, учительству и школьникам, красным партизанам и крестьянам», датируемое 1930 г.: «Товарищи! Музей рассчитывает на Вашу поддержку в доставке без каких-либо вознаграждений» [2]. Политпросветработа музеев в исследуемый период выражалась в следующем:

  • привлечении населения к участию в работе музеев;
  • руководстве краеведческими кружками;
  • проведении тематических экскурсий в музеях и вне их;
  • организации периодических выставок, учитывая при этом интересы крестьян;
  • участии в организации выставок к съездам и конференциям;
  • инструктаже «политпросветчиков» и учителей в деле проведения краеведческих экскурсий.

Таким образом, в 20–30-е гг. ХХ в. большое внимание уделялось организации просветительской работы среди взрослого населения. В ней большую роль играли музеи, которые способствовали политико-просветительной и агитационно-пропагандистской деятельности с населением. Посредством музеев государство осуществляло идеологическое воспитание взрослых и детей, развивало их сознательность и активность, вовлекало в государственное и хозяйственное строительство, повышало общий культурный уровень населения страны.


Библиографическая ссылка

Лобанова О.Б., Шалабанова А.А., Плеханова Е.М. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-2. – С. 34-37;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6142 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674