Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Зайцева И.В.
В условиях современной системы высшего образования и в рамках национальных проектов Российской федерации, в том числе и в образовании, уделяется большое внимание вопросам обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В значительной мере это относится и к повышению качества высшего профессионального образования, предполагая переход вузов к новой образовательной парадигме.

Развитие личности студентов, адаптивность высшего образования к уровню и особенностям их подготовки составляют принципы государственной образовательной политики на современном этапе. [2]

Качество образования принято определять такими показателями как процентный коэффициент и умение выпускников реализовывать свои знания и умения в профессиональной деятельности. Для того чтобы эти показатели не расходились необходимо на протяжении всего курса обучения осуществлять диагностику и контроль, связь теории с практикой и формировать профессионально развитую личность.

Это становится фактором активизации научной деятельности в данном направлении.

В современной науке одними из наиболее продуктивных для решения задач подготовки специалистов являются положения, раскрывающие субъектную позицию личности как особое положение человека во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.)

Понятие "субъект" в психологии и педагогике рассматривается в двух значениях: во-первых, как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать; во-вторых, как субъект собственной жизни, своего внутреннего мира, способный планировать, выстраивать, критически относиться к своим действиям, поступкам, к стратегии и тактике своей жизни.

В соответствии с этим субъектность понимается как качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности. В понимании субъектности мы основываемся на том, что:

  • субъектность является уровневой характеристикой человека, субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации;
  • субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям;
  • субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности человека;
  • природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни;
  • в педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности [4].

Мы разделяем мнение П.М. Постникова о том, что субъектность - это системное качество студента, овладевающего разнообразными новыми видами и формами деятельности и социальных отношений. Субъект обладает индивидуальным комплексом личностно-психологических функций, которые определяют и отражают результативность осуществляемой деятельности, одновременно развиваясь в ней, и детерминируют его сущностную, интегральную характеристику. Суть этой характеристики: общая способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества. Субъектность студента проявляется в его учебно-познавательной деятельности, общении, самопознании. Она характеризует достигаемый обучающимся уровень продуктивности и успешности в реализуемых им видах деятельности. Этот уровень отражает его возможности по достижению целей и решению конкретных задач. Во внутриличностном плане для студента ощущение субъектности заключается в осознании значимости собственной роли в достижении успеха[5].

Анализ сущностных характеристик субъекта и субъектности позволяет в качестве основных функций студента как субъекта деятельности выделить следующее: самопознание (рефлексия, осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью); самореализация (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил); самоутверждение (осознание себя и отношение к себе через предъявление своего "конкретного Я" другим людям); самооценка (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других учебно-профессиональной деятельности); саморегуляция (управление е своим собственным развитием); самодетерминация ("формирование смысловой системы представлений о себе"); самоактуализация ("полное использование своих способностей и возможностей") [1, с.131].

Становление субъектности является определяющим фактором личностного развития, осуществляющегося по мере того, как человек овладевает компонентами субъектности в той или иной деятельности. Степень сформированности субъектности представляет собой целостную, устойчивую индивидуальную характеристику, обладающую определенной внутренней структурой взаимосвязанных компонентов, проявляющихся в деятельности человека [3].

Подготовка выпускника высшего учебного заведения как активного субъекта своей профессиональной деятельности, а также общественной жизни в целом становится определяющей целью в развитии отечественной высшей школы, при этом субъективное и профессиональное развития происходят в единстве. В этой связи нам представляется логичным говорить о профессиональной субъектности будущего специалиста.

При решении задач подготовки специалиста в центре внимания - профессиональная деятельность, производственный заказ. Однако нельзя забывать и о том, что образование ориентировано и на общественные ценности и качества, которые должны быть присущи специалисту любого профиля как личности. К ним относятся: гуманизм, гражданственность, трудолюбие, уважение и правам и свободам человека, любовь к природе, Родине. Согласно законам об образовании, основными целями высшего образования является подготовка специалистов соответствующего уровня и удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования. Таким образом, на наш взгляд в число источников целеполагания помимо общества входит культура и сам получающий образование человек. Исходя из этого, с современных позиций, опираясь на три источника целеполагания (общество - производственный заказ, культуру и получающего образования человека), профессиональная субъективность инженера представляется в единстве трех компонентов: предметно-профессионального, определяющегося в контекте требований профессиональной деятельности и отражающего мотивационную и теоретико-практическую готовность специалиста к решению собственно профессиональных задач; общекультурного, исходящего из его рассмотрения как субъекта культуры, носителя нравственно-этических ценностей и личностного, определяющегося с позиций представлений о человеке как творце самого себя, характеризующегося активностного, сознательностью, творчесностью, самостоятельностью, ценностно-смысловым к миру и самому себе и отражающего авторство, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, её активно-преобразовательную стратегию.

Практически все педагогические школы и направления признают, что присвоение субъектных свойств и качеств индивидом происходит поэтапно. Индивид выступает носителем субъектности как всеобщего человеческого свойства; однако субъектом активного действия, реализующим свою субъектность в воспроизводстве социальной деятельности, индивид становится лишь на определенном этапе онтогенетического развития. Формирование своей субъектной позиции обязательно предполагает обладание определенным уровнем самосознания. Будучи изначально активным, человек, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности. Субъект - не нечто пассивное, только воспринимающее воздействие извне и перерабатывающее их способом, производным от его "природы", а носитель активности, т.е. самоутверждающаяся индивидуальность. Субъектность - это единство индивидуально-личностных свойств человека: нельзя утверждать свою самость, не будучи выделенным из среды; но также не представляется возможным конструктивное самоутверждение без идентификации со средой. В результате самоопределения человек выстраивает свою ценностно-смысловую сферу или субъектное пространство. Поэтому так важна организация этого пространства в педагогическом взаимодействии: при этом, педагогический процесс реализуется не как созидаемая извне целостность, а как созидающая изнутри. Становление субъекта учебно-профессиональной деятельности, фактически, является важнейшим механизмом профессионально-личностного развития специалиста, а важнейшей задачей современного образования является расширение субъектных функций обучающихся, прежде всего, за счет построения схемы продуктивного совместного взаимодействия преподавателя и учащихся.

Субъектное становление будущего специалиста может быть представлено несколькими основными стадиями.

Первая стадия - адаптация к условиям вуза, принятие нового социального статуса, самореализация в образовательном процессе.

Вторая стадия заключается в активном освоении студентом своей роли и сознательном руководстве своей деятельностью на основе осознанных мотивов и целей.

Третья стадия ориентирована на целенаправленное формирование личностных качеств, профессиональных умений. На этой стадии обеспечивается взаимосвязь мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием, увеличивается роль самодетерминации и саморегуляции.

Четвертая стадия - проявление субъектности студента, который осуществляет самостоятельное преобразование личностных свойств в социально и профессионально значимые качества, необходимые для успешного выполнения предстоящей профессиональной деятельности.

Весьма перспективным в данном отношении представляется такой механизм субъектного включения студента в систему образования как обеспечение непосредственного участия студента в обсуждении общих и личных целей образования, корректировке его содержания, решении организационных вопросов и т.д. Следует отметить, что создание условий для реализации субъектных функций студентов способствует более широкому понятию студентами ответственности за процесс собственного образования и повышает уровень удовлетворенности учебой.

Таким образом, понятие субъектности конкретизируется, раскрывается в многообразных субъектных проявлениях личности. В целях определения уровня субъектного развития студентов вуза, на наш взгляд, целесообразно ориентироваться на такие показатели, как сформированность функций субъекта в учебно-профессиональной деятельности, а также субъектных характеристик, наиболее емко выражающих, с нашей точки зрения, самоощущение человека как активного субъекта деятельности; его готовность прилагать усилия, опираться на внутренние и внешние ресурсы с целью достижения успеха.

Педагогическое обеспечение, направленное на развитие субъектности обучающих, предполагает, прежде всего, создание условий для максимальной реализации субъектных функций в образовательном процессе, а также оснащение студентов необходимым технологическим арсеналом, позволяющим реализовать эти функции индивидуально, "авторски" и наиболее эффективно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борытко Н. М., Мацкатова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока /Н.М. Борытко, О.А. Мацкатова - [под ред. Н.К. Сергеева] - Волгоград, 2002.
  2. Денисов В.Н. Технология развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук - Новосибирск, 2006. -24с.
  3. Исаков М.В. Субъектность как высшая психическая функция // Современные гуманитарные исследования. - 2007. - №6 (19).
  4. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета. - Автореф. дис. док. пед. наук.- Оренбург, 2007- 45с.
  5. Постников П.М. Управление качеством профессионального образования на основе развития субъектности студента. - Новосибирск, 2008. [Электронный ресурс] URL:http://www.sipk.ru/conference

Библиографическая ссылка

Зайцева И.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 101-103;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=615 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074