Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ

Макарова Е.А. 1
1 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
1. Алексеев С.В. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования. – СПб.: Спец. Лит., 2001. – С. 8, 15.
2. Лихачев Д.С. Экология культуры // Прошлое – будущему. – Л.: Наука, 1985. – С. 50-62.
3. Макарова Е.А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей: технологии сотрудничества: автореф. дис. … канд. пед. наук – Самара, 2011. – 26 с.
4. Макарова Е.А. Экологическая компетентность студентов через сотрудничество // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12. – С. 317-321.
5. Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся: монография. – Вологда: ВИРО, 2004. – 247 с.

Процесс реформирования высшего профессионального педагогического образования требует глубокого научного переосмысления системы экологического образования будущих учителей. Новый подход к экологическому образованию требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением, экологической культурой. Если под экологическим образованием, как указывает С.В. Алексеев, понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры [1]. Тогда одной из важнейших задач, стоящих перед педагогическим образованием является - формирование экологической культуры у будущего учителя.

Культура – одно из самых общих философско-социологических понятий, охватывающих огромный мир явлений и находящееся на очень высоком уровне абстракции и интеграции. Термин «экология культуры» впервые был предложен Д.С. Лихачевым (1985 г.), который рассматривал ее как нравственную категорию. Несоблюдение законов экологической культуры приводит к нравственно, духовной деградации общества. Проблема экологии культуры рассматривается на фоне общей экологической культуры личности, которая входит в структуру нравственной культуры [2; 56].

По мнению Е.Ю. Ногтевой и И.Д. Лушникова, в науке наметились следующие взгляды на соотношение экологической и общей культуры:

• традиционный: экологическая культура – составная часть общей культуры;

• видовой: экологическая культура как особый вид будущей человеческой культуры;

• синкретический: экологическая культура как новое содержание общей культуры, как исторически новое, качественное состояние общей культуры; общая культура как экологическая культура;

• ноосферный: экологическая культура как общечеловеческая культура, создаваемая усилием разума и воли человечества ради сохранения биосферы и полноценного самосуществования [5].

Экологическая культура учителя рассматривается нами как часть общей культуры личности, проявляющейся в духовной жизни и поступках. Она представляет собой особое качество личности осознавать ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите. В экологической культуре будущего учителя биологии можно выделить несколько структурных компонентов:

− когнитивный (содержательный) – система экологических, экономических, экологопедагогических и социальных знаний, а также определенный стиль мышления;

− перцептивно-аффективный (эмоциональная сфера) связан с развитием духовно-нравственных эмоциональных чувств учителя по отношению к окружающему миру;

− аксиологический (ценностно-смысловой) предполагает смещение шкалы ценностей в направлении экологических ценностей, ценностей эколого-образовательного и эколого-информационного общества;

− деятельностный (поведенческой) предполагает интеграцию различных видов экологической (натуралистической, природоохранной, исследовательской и др.), учебной (познавательной, организационной, проектной, аналитической и др.) и профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент в экологической культуре будущего учителя является одним из ключевых. Если человек обладает необходимыми знаниями (грамотность, образованность), но не владеет ими, не способен применить в повседневной жизни (компетентность), экологическая культура у него не сформирована.

Формирование экологической культуры в рамках традиционного профессионального обучения затруднено. Более эффективными в сложившейся ситуации могут оказаться личностно-ориентированные технологии обучения, так как при их внедрении в образовательный процесс создаются условия для полноценного развития психологического потенциала человека, реализации его потребности в самоизменении, самоопределении, самоактуализации [3; 14].

Разработанная методика формирования экологической культуры будущих учителей биологии базируется на системном, личностно-ориентированном, деятельностном подходах и охватывает все формы учебной деятельности студентов. Использование личностно-ориентированной технологии обучения в сотрудничестве в практике преподавания в высшей школе предполагает определенную модификацию традиционного хода лекции и практического занятия. Теперь преподаватель вступает со студентом в субъект-субъектные (равнопартнерские) отношения, они совместно определяют цели и содержание учебного процесса [4; 318]. Внедрение технологии обучения в сотрудничестве создает условия для становления личностных качеств студента, способствует развитию его мышления, эмоциональной сферы, творческого потенциала и формированию экологической культуры.

Важное место в формировании экологической культуры студентов занимает непосредственное «общение с природой», большое значение при этом имеет полевая практика по экологии. Структура и ход полевой практики по экологии также основывался на технологии обучения в сотрудничестве.

Эффективность педагогической технологии формирования экологической культуры будущих учителей биологии подтверждена результатами педагогического эксперимента проведенного в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.


Библиографическая ссылка

Макарова Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-1. – С. 50-51;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6417 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674