Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА КАК УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ СТУДЕНТОВ

Филисюк В.Г. 1
1 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Образование, обучение, истина – известные нам слова, понимаемые нами как составляющие одного целого процесса познание окружающего мира. Уровень индивидуальных особенностей мышления, восприятия у всех студентов различен. Каждый из студентов индивидуален и наделен с рождения определенными способностями, дарами, которые он должен развивать как самостоятельно, так и с помощью преподавателей. Конечно, необходимо особое внимание обратить на подготовку будущих специалистов, обладающих определенными способностями и творчески одаренных. Но к сожалению, внимания к студентам явно недостаточно.

По определению педагог – это специалист, занимающийся как преподавательской деятельностью, так и воспитательной работой со студентами. Поэтому задача преподавателя не только дать необходимый объем знаний, но и помочь студентам, когда у них возникает непонимание в необходимости получения тех или иных знаний. Так, например, со школьной скамьи ученики слышат о том, что знание сила, об этом хорошо сказано в притчах Соломона – «нехорошо душе без знания».

Но порой можно услышать от студентов, особенно при изучении ими новых и достаточно сложных дисциплин, следующее: слишком много информации перенапрягает мозг, и, или – эти знания не имеют отношение к моей будущей профессиональной деятельности. Преподаватель, являясь и воспитателем, в качестве ответа на доводы таких студентов может например привести сведения из книги известного в мире врача-нейрохирурга Бена Карсона «Мысли широко». В этой книге автор утверждает, что мы не можем перегрузить мозг человека, имеющий четырнадцать миллиардов клеток, что наш мозг вмещает и сохраняет абсолютно все что мы слышали и видели.

Трудность не в том, чтобы поместить информацию в наш мозг, а в том как извлечь эту информацию оттуда. И в том важная роль отводится как учителям школ, так и преподавателям вузов.

Древнегреческий философ Аристотель говорил: «образование – лучший способ обеспечить себе старость». Одна из задач преподавателей показать и объяснить, не только материальную сторону полученных и используемых знаний, но и то, что если человек прикладывает усилия, чтобы пополнить свои знания, и использовать их на благо людей, то изменит в лучшую сторону как нас самих, так и окружающих нас людей, и в конечном итоге мир, в котором мы живем. Наш мозг наиболее эффективно работает с той информацией, которую мы сознательно удерживаем и обращаемся к ней.

Чтобы информация удержалась и могла быть извлечена в нужное время используются различные методики и программы преподавания, учитывающие, в том числе и индивидуальные особенности студентов. Одна из методик представляет собой ступенчатый процесс, основанием которого является базовый курс преподаваемой дисциплины. В процессе которого осуществляется контроль освоенного материала и выявляются наиболее способные студенты. Следующая ступень – это участие в вузовских и межвузовских студенческих олимпиадах, где индивидуальность и основные особенности студента учитываются и при этом формируется устойчивая платформа его знаний, позволяющая студенту ощущать себя способным к переходу в следующий этап ступени развития его способностей. Этой ступенью является участие в конференциях, конкурсах более высокого ранга, которые могут стать основой его возможной дальнейшей учебы и будущей профессиональной деятельности. Задача преподавателя на этих ступенях роста помочь талантливому студенту. Это требует порой значительных затрат времени и сил, а также терпения преподавателя, а это и есть воспитательная часть работы преподавателя.

При этом преподавателям необходимо учитывать некоторые особенности, и в том числе и недостатки среднего и среднего специального образования с которыми студенты приходят в высшее учебное заведение. Есть похожие недостатки и в системе высшего образования. Одной из них является то, что педагоги порой преподают предметы в скучной форме, и студенты при этом недостаточно задействованы. Современные интерактивные методы преподавания позволяют задействовать активность студентов и таким образом не только получить и закрепить конкретные знания, но и развивать мозговые способности студентов, что не менее важно как для личности, так и для окружающих их людей.

Необходимо сказать, что в наше время развития компьютерных возможностей студенты стали меньше читать. И здесь важно использовать знания и особенно педагогический опыт преподавателей, а также опыт известных людей в соответствующих отраслях науки и производства. Необходимо привлекать таких людей не только на разовые мероприятия, посвященные различным событиям, проходящим в вузах, но и привлекать их на регулярной основе для чтения лекций, проведения занятий, экскурсий, в том числе и на территории организаций, где они работают.

В истории нашей страны известны многие талантливые и способные ученые, они же художники, они же писатели и поэты, они же изобретатели, они же педагоги. Имея дары и таланты от Бога, они укрепляли, развивали, умножали их. Они делились своими талантами с другими, поэтому их имена и сегодня, по прошествии многих лет, являются национальной гордостью и достоянием всей страны.


Библиографическая ссылка

Филисюк В.Г. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА КАК УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-1. – С. 52-53;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6419 (дата обращения: 15.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074