Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ШКОЛА МАТЕРИНСТВА (ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИЦ ДЕТСКОГО ДОМА БУДУЩЕМУ МАТЕРИНСТВУ)

Литовченко Л.П. 1 Алимбаева С.А. 2
1 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова
2 Детский дом «Умит»

Учебная программа Школы материнства предназначена для организации обучения воспитанниц детского дома будущему материнству. Прежде чем начать обстоятельный разговор о Школе материнства стоит выяснить: какую сферу знаний она представляет? И вообще, мыслимо ли в стенах детского дома учить воспитанниц семейной жизни? Как научить их относиться к матери, если она отказалась от своего ребенка? Что значит хорошая мать? Отчего возникает необходимость вводить в воспитательный процесс знания о том, как стать хорошей матерью? Создание семьи, становление ее правил, законов, обычаев – дело сложное вообще, для детей детского дома особенно. А насколько эта трудно, можно судить потому, что среди воспитанников детских домов больше всего тех, от кого отказались матери. Проблема социального сиротства – это и проблема материнства. Утрачивается природная жалость, которую Мать-Природа дала всем живым существам на Земле. У матери, когда она отказывается от своего ребенка, рвется духовная «пуповина» не только со своим ребенком, но и с родом своим. Теряется связь с прошлым и с предками, а значит и с Родиной. И ребенок остается в миру один и всем чужим. Обращение к семейной тематике в учебной программе может повлиять на воспитательную работу в детском доме. Школа материнства поможет синтезировать случайные разрозненные знания и впечатления, которые могут быть добыты из множества источников. И поможет сопоставить их с собственным опытом.

Обоснованием открытия Школы материнства для девочек – сирот послужили и результаты обследования отношения воспитанников детского дома к Родине и к матери. На вопрос, можно ли жить без Родины, 53.7% детей ответили, что человек без Родины, что дерево без корней, а корень человека – это мать. 67,8% могут дети детского дома поклониться в пояс матери в знак благодарности за данную им жизнь. 82,6% девочек считают, что хорошая мать та, которая добрая и любит своего ребенка. 91,2% девочек старших классов хотят быть матерью в будущем, но размышляли уже об этом только 40,5%. Размышления детей детского дома о Родине и матери послужили дополнительным поводом открытия Школы материнства в детском доме.

Содержание учебной программы Школы материнства построено в соответствии с Государственной Программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы № 1118 от 7 декабря 2010 года «о достижении высокого уровня нравственно-духовной культуры в организациях образования и семьях», с учетом рекомендаций Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан № 521 от 16.11.2009 года о возрождении системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы и формирование установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных и духовных ценностей.

Сегодня, изучая проблему семьи, выяснилось, что возникло новое социальное явление – сиротство при живых родителях. Проблема материнства в социальном сиротстве обостряется и усложняется для воспитанниц детского дома, чьи родители отказались от них. Дети лишаются попечения родителей в силу нежелания осуществлять материнские обязанности. Мать отказывается от своих детей и устраняется от их воспитания. Причем число социальных сирот растет с каждым годом. Социальное сиротство при живой матери – это трагедия нашего времени и нашей жизни. Это случилось потому, что мать утратила свое чувство материнства. И тогда ничто у такой «матери» не излучает чувство жалости к беспомощному ребенку. Ключевой тезис заявленной программы – осуществить оптимизацию мероприятий по снижению показателей негативного отношения к будущему материнству и ее составляющих (жалость и любовь матери к ребенку) возможно при условии открытия Школы материнства, что заставляет отказаться от традиционного подхода в воспитании девочек в условиях детского дома. Девочкам требуется длительное время, чтобы подготовиться к материнству в условиях детского дома. Девушка в условиях специального обучения в Школе материнства должна сама открыть свой алгоритм радостного отношения к будущему материнству. Ошибочные решения в семейной жизни, ее пробы не сотрешь, как меловые записи на школьный доске, не перепишешь заново. Все ошибки потянутся за ней из ее «вчера» в ее дальнейшие «завтра», станут болью и страданием не только для нее самой, но и для всех членов ее семьи. И, наконец, следующий аргумент за своевременность открытия Школы материнства. Семейные отношения в Школе по существу «полигон» для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возростов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей. Именно в Школе материнства изучаются законы семейного общения, содружества, учатся, как находить верный тон и лад в сердечных связях. Как и в любом виде творчества, здесь во многом зависит от сути самого худжника семьи – Матери.

Но каково должно быть ее содержание? Нужен новый подход: нужны будут чувства дружбы, и которые нужно «проверить алгеброй» рассудка, холодной логикой, «распять сердце» на железных конструкциях разных графиков. А не превратит ли этот анализ юных и беспечных девушек в бездушных девиц? Ведь нынешнюю молодежь и без того не редко упрекают в том, что ее рационалимзм приглушает яркость чувств. Властвовать собою, чтобы разумно управлять обстоятельствами, не быть игрушкой в руках Случая, не быть щепкой в потоке жизни. В этом важная цель Школы материнства. Для самопознания придется приобрести более пространные и глубокие сведения о собственной биологической, физиологической природе, об особеностях высшей нервной деятельности, о способах самоуправления, о самовоспитании воли, выдержке, культуре поведения и этике общения. А еще нужно запастись педагогическими знаниями, чтобы воздействовать не только на свой нрав, но и на характер своих детей. А еще надо быть осведомленной и о правах, и об обязаностях жены и матери. Возможно ли дать все эти знания на одном воспитательном часе?

Обучение девочек в Школе материнства станет перспективным направлением. Ибо во взрослой жизни материнская любовь остается мировой величиной. Только она одна во Вселенной создает великую тайну, которую никто не может разгадать кроме самого ребенка. Именно поэтому она занимает в его жизни главное место – как звезда для своей планеты. И в этом таится глубинная ее истина. Смыслом Школы материнства должен стать образ Матери – совести семьи. Молитва матери – это ее тайный труд души во благо своих детей. Ее нежность и сохранение мира в семье – это прорыв во враждебном мире пленения злобой ее детей. Это прорыв против страха смерти. В тишине ее улыбки светит солнце и возрождается мир в миру людей. Мать – Творец духовной взаимосвязи ребенка с отцом, а ребенок – творец отношений между родителями. Такое творение любовью матери, есть природное первоначало будущей жизни ребенка и для всей его семьи, в которую он пришел. Он становится творцом нового смысла жизни для родителей. Это он утверждает значимость смысла созидания своей семьи в исполнении его судьбы.

Рассуждая о содержании Школы материнства, мы не повторяем учебник по этике и психологии семейных отношении. Учебник излагает окончательные и беспорные истины. Мы же предлагаем обсуждать те вопросы, изначально спорные, являющиеся нередко «вечными», и то есть решаемые каждым поколением заново в зависимости от условия бытия.

Представленная программа для воспитанниц детского дома – это точка над бесконечными спорами о будущем семьи: ей пребывать во веки веков. Ей входить в пору нового расцвета. Быть неравнодушным ко всему, что происходит с нашими детьми и с нашим участием – это значит заражаться великой энергией любви к жизни, к природе, к детям, – значит учиться любить по-человечески.


Библиографическая ссылка

Литовченко Л.П., Алимбаева С.А. ШКОЛА МАТЕРИНСТВА (ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИЦ ДЕТСКОГО ДОМА БУДУЩЕМУ МАТЕРИНСТВУ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-1. – С. 86-88;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6438 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674