Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МОРДОВИИ С 1913 ПО 2013 ГГ. (ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Кондрашова Н.В. 1
1 Мордовский государственный педагогический институт
1. Кондрашова Н.В. Становление и развитие дошкольного воспитания в Республике Мордовия: программа и методические рекомендации курса по выбору; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2001. – 31 с.
2. Кондрашова Н.В. Развитие дошкольного образования в Мордовском крае (1900–1950-е гг.): учебное пособие; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2006. – 86 с.
3. Кондрашова Н.В. Дошкольные учреждения Мордовии: история, современное состояние, проблемы и перспективы развития: программа и методические рекомендации курса по выбору; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 47 с.
4. Кондрашова Н.В. Дошкольные учреждения Мордовии: схемы, таблицы и диаграммы: учебное пособие; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 65 с.
5. Кондрашова Н.В. Становление и развитие дошкольных учреждений Мордовии: учебно-методический комплекс дисциплины; Мордов. гос. пед. ин-т, – Саранск, 2010. – 137 с.
6. Кондрашова Н.В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: учебное пособие; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 129 с.
7. Становление и развитие дошкольных учреждений Мордовии: программа курса по выбору // Образовательные программы педагогических дисциплин / Р.А. Еремина, Л.В. Карпушкина и др.; под ред. Р.А. Ереминой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 101–113.

Актуальность рецензируемого пособия определяется востребованностью подобного рода работ в процессе подготовки специалистов дошкольного образования.

С учетом ценностно-целевых ориентиров обновления системы образования и современных требований к подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование по профилям «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Начальное образование», «Музыка. Дошкольное образование» и специалистов со средним специальным образованием для современных детских садов возрастает потребность в грамотных педагогах.

Значимой составляющей их профессиональной подготовки является компетентность в вопросах об основных этапах и особенностях становления учреждений дошкольного образования, тенденциях и факторах, проблемах и перспективах развития современного дошкольного образования в поликультурном регионе. Знание региональных особенностей, состояния проблем и тенденций развития дошкольной сети, инноваций в учреждениях дошкольного образования позволит специалистам профессионально осуществлять научно-исследовательскую, педагогическую и управленческую деятельность с учетом социокультурных условий Республики Мордовия и национального состава воспитанников.

Представленный в пособии материал содействует формированию важных компетенций: готов использовать нормативные документы в своей деятельности; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты и т.д.

Дошкольные образовательные учреждения Мордовии в пособии рассматриваются как исторический феномен и как динамично развивающаяся социально-педагогическая система, обладающая целостностью, открытостью, взаимосвязью и взаимодействием всех ее компонентов. Материалы пособия составлены на основе анализа состояния современной системы дошкольного образования, нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений, статистических материалов, научных трудов и практических разработок в этой области.

Расширение региональных знаний предусматривается при изучении исторического, педагогического, статистического и иного материала о динамике развития дошкольной сети, специфике деятельности учреждений Мордовии. В пособии раскрыты важные аспекты развития учреждений дошкольного образования в регионе. Они и определили структуру пособия (глава 1 «Предпосылки и особенности становления дошкольных учреждений в Мордовском крае»; глава 2. «Развитие дошкольной сети в МАССР», глава 3. «Особенности модернизации сети учреждений дошкольного образования в Республике Мордовия»). Схемы, диаграммы и таблицы, представленные по узловым темам, могут быть использованы как преподавателем во время занятий при объяснении нового материала, так и студентами при подготовке сообщения, реферата, проекта и пр. Лучшему осмыслению фактологического и историко-педагогического материала содействуют летопись, задания для самостоятельной работы и контрольно-измерительные материалы, предложенные для самопроверки знаний.

Данная работа является логическим продолжением ранее подготовленных автором учебно-методических работ (учебных пособий [2; 4–6], программ и методических рекомендаций курсов по выбору [1; 3; 7]).

Итак, электронное учебное пособие имеет логически выдержанную структуру и состоит из введения, трех глав, заданий для самостоятельной работы, летописи, педагогической библиографии и архивных документах о развитии дошкольной сети Мордовии на разных исторических этапах, контрольно-измерительных материалов для самопроверки и т.д. Учебный материал о тенденциях, этапах, факторах развития и критериях качественной работы дошкольных учреждений республики представлен логико-графическим языком схем, таблиц и диаграмм. Кроме того, разработаны задания для активизации самостоятельной работы студентов бакалавриата и среднего профессионального образования, расширения их знаний и формирования деятельностного отношения к региональным проблемам развития учреждений дошкольного образования на основе анализа текстовых, графических, статистических и иных источников с учетом современных социокультурных условий и ценностно-целевых ориентиров обновления образования.


Библиографическая ссылка

Кондрашова Н.В. РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МОРДОВИИ С 1913 ПО 2013 ГГ. (ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 211-212;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6524 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674