Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ)

Папанцева Е.И. 1 Габриелян Ш.Ж. 1 Голубницкая Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

В настоящее время в условиях рыночной экономики, роста конкуренции на рынке труда к молодому специалисту предъявляются повышенные требования к его профессиональной компетентности, общей образованности, инициативности, способности к творческому мышлению, желанию расширения своего профессионального и культурного кругозора. Целью освоения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является формирование у студентов профессиональных навыков по изучению и анализу основных научно-практических знаний в области метрологии, стандартизации и сертификации, в свете действующего законодательства РФ и в рамках регионального и международного сотрудничества, необходимых для решения практических задач в производственной деятельности. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по метрологии, стандартизации, сертификации и управлению качеством; методы и средства оценки результатов измерений; физические основы измерений, систему воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствами измерений. Уметь применять средства измерения для контроля качества продукции и технологических процессов, проводить и оценивать результаты измерений, использовать методы расчета экономической эффективности работ по метрологии, стандартизации и сертификации. Хорошо владеть методами контроля качества продукции и технологических процессов. Все эти требования находят отражение в учебном процессе: в учебных планах, программах дисциплин, методических материалах, методах и средствах обучения. Одним из методов повышения качества образования является внедрение новых прогрессивных методов в организацию и оценку аудиторной и самостоятельной работы студентов. Студенты должны планировать свои занятия, сознательно выбирать из моря информации основное и нужное, последовательно и систематически увеличивать свои знания. Традиционная система оценки знаний студентов, основанная на итоговом контроле в форме экзамена или зачета не стимулирует в достаточной мере систематическую работу студентов. Успешность усвоения студентом учебной программы, овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, самостоятельную и научно-исследовательскую работы, эрудированность, воспитанность, участие студента в общественной жизни оценивает балльно-рейтинговая система контроля и оценки результатов учебной деятельности студентов. Одно из обязательных условий рейтинговой системы – это её открытость. Студенты должны знать, когда какой суммой баллов будет оцениваться тот или иной вид их труда, какие критерии оценки использует преподаватель, когда и по каким темам будет проводиться тестирование и контроль выполнения самостоятельной работы. Необходимо уже на первом занятии познакомить студентов с реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Технология получения рейтинговых баллов по дисциплине должна быть четкой и определенной. Если преподаватель четко формулирует задачи, то это стимулирует познавательную активность студентов, повышает ритмичность их работы, формирует ответственное отношение и своевременность выполнения заданий. Чтобы заработать большее количество баллов, студенты берутся за выполнение заданий более высокого уровня, у них возникает заинтересованность во внеаудиторной работе и снижается количество пропусков аудиторных занятий. Не менее важно при этом организовать контроль над выполнением студентами поставленных перед ними задач. Контроль осуществляется на разных этапах изучения дисциплины (входной, промежуточный, заключительный). Суммарный рейтинг по дисциплине равен сумме баллов, которая складывается из результатов рейтингов по каждому месяцу. Каждый студент должен знать, максимально возможную сумму баллов, которую он может набрать за период освоения дисциплины и в течение семестра он может подсчитать свой фактический рейтинг – это те баллы, которые он набрал за работу в семестре при прохождении контрольных точек.Если студент по итогам обучения за семестр набирает баллов меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной, а основная образовательная программа по специальности – не выполненной

Рейтинговая система, которая используется уже третий год на кафедре автоматики, электроники и метрологии Ставропольского государственного аграрного университета основывается на интегральной оценке всех видов учебной деятельности студента. Учитывается посещение, активная и качественная работа на лекциях, на лабораторных и практических занятиях, выполнение всех видов обязательной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, участие в работе студенческих научных кружков, написание статей, подготовка докладов и презентаций, участие в конференциях и олимпиадах. Контрольными точками рейтинга успеваемости являются: тестовый контроль (ежемесячный), диктанты, устный опрос. Баллы за активность выставляются за посещение лекций, лабораторных и практических занятий за качество работы на занятиях, оформление конспектов лекций, отчётов по лабораторным и практическим занятиям, соблюдение графика выполнения курсовой работы и других видов работ, выполняемых как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Учитывается посещаемость студентами аудиторных занятий, оценивается уровень их активности, степень усвоения учебного материала, определяются лидеры и отстающие студенты. Каждый месяц проводятся письменные проверки знаний в форме диктантов, а для определения степени усвоения студентами отдельных тем учебной дисциплины проводится тестирование. Студент может пройти тестирование, как в аудитории по сборнику тестов, так и по Интернету на учебном сайте дисциплины, что студентам нравится больше.

Поэтому, актуальность данных методических указаний, очевидна. Рекомендации содержат общую характеристику дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»: цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается, и соответствуют курсу лекций дисциплины. Они предназначены для студентов электроэнергетического факультета всех форм обучения, обучающихся по направлению 110800.62 – «Агроинженерия», профиль подготовки «Электрооборудование и электротехнологиив сельском хозяйстве». Приведен алгоритм выполнения практических и лабораторных работ, требования к их содержанию, оформлению и защите, справочные материалы, даны вопросы и задания к диктантам, бланки ответов для тестовых заданий, список литературных источников. Рекомендации призваны помочь в выполнении лабораторных и практических работ и более глубокому усвоению разделов «Метрология», «Стандартизация» и «Сертификация».


Библиографическая ссылка

Папанцева Е.И., Габриелян Ш.Ж., Голубницкая Е.Н. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 228-230;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6541 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674