Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ТЕКУЩЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ

Доника А.Д. 1 Доника А.Д. 2 Марченко А.А. 1 Марченко А.А. 2
1 ГБУ «Волгоградский медицинский научный центр»
2 ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Волгоградской области»
1. Доника А.Д., Кожевников Л.Л. Соответствие норм Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нормам и принципам биоэтики // Биоэтика. – 2011. – № 2(8). – С. 26–28.
2. Доника А.Д, Толкунов В.И. Альтернативы принятия решений в медицинской практике: правовые нормы и этические дилеммы // Биоэтика. – 2010. –№ 1(5). – С. 57–59.
3. Доника А.Д. Образовательные стандарты: первая помощь «вне закона»? / А.Д. Доника // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 6. – С. 35–36.

Модернизация современного национального законодательства характеризуется имплементацией международных норм, что не стало исключением и для ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (№ 323-ФЗ), которым в 2010 году по сути введено понятие первой помощи, предшествующей медицинской, т.к. оказывается лицами без медицинского образования. Такой подход давно внедрен в практику зарубежных стран (программы World’s Leading Medical Organizations, Spanning the Globe). Это не новый подход в медицине экстремальных ситуаций, а скорее заимствованный еще из военной медицины, где первая помощь оказывается военнослужащими (лицами без медицинского образования) в порядке само- и взаимопомощи. При этом своевременное и правильное выполнение несложных манипуляций первой помощи имеет принципиальное значение во всей системе лечебно-эвакуационного обеспечения, как во время военных действий, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, поскольку непосредственно влияет на исход состояния пострадавших [2].

Видимо, из такой же практической целесообразности максимально быстрого (т.е. своевременного) оказания помощи пострадавшим исходил и законодатель. Проблема заключается в применении закрытого перечня лиц, обязанных оказывать первую помощь – имеющих специальную подготовку по линии силовых структур и ведомств МЧС, а также применения императивной формулировки – «вправе оказывать» в отношении ограниченного круга лиц («водители и другие лица …при наличии соответствующей подготовки.»). Но речь идет о «несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью».

По логике статьи 31 случайные свидетели происшествия способны только вызвать «Скорую помощь» или полицейского? Зачем тогда на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» школьники старших классов изучают приемы первой помощи? А сколько положительных отзывов о детско-юношеской патриотической игре «Зарница», где школьники соревнуются в практических навыках остановки наружного кровотечения или транспортной иммобилизации! Кроме того, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», включающая обязательное изучение рассматриваемых навыков, согласно ФГОС III поколения, является обязательной для всех специальностей (имеется в виду немедицинских). С 2011 г, также в рамках стандартов нового поколения, для студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов введена дисциплина «Первая медицинская помощь» [3]. Но согласно рассматриваемой статье практически оказать первую помощь студенты после окончания 1 курса «вправе» только наличии «специальной подготовки», регламентация которой осуществляется «федеральным органом исполнительной власти».

Возвращаясь к заимствованиям из военной медицины, хочется отметить, что термин первая помощь в отличие от рассматриваемой трактовки подразумевает всеобщность обучения ее приемам – все военнослужащие по призыву(контракту), независимо от их образования и уровня общей подготовки во время службы приобретают эти навыки. Каждый врач знает, что от своевременности остановки наружного кровотечения зависит судьба пациента. При этом в большинстве своем эти навыки способен освоить и школьник. Для чего тогда создавать бюрократические преграды (в лице федеральных органов исполнительной власти, которые будут в свою очередь уполномачивать другие структуры (скрытая коррупционная схема) для такого «специального» обучения?

В контексте обсуждаемой проблемы предсталяет интерес, что еще в ранние 60-е для защиты нелегитимизированного оказания первой помощи в США были разработаны Good Samaritian Laws (California, 1959). Прописываемые этими правилами нормы позволяют оказать первую помощь и лицам без специальной подготовки, при соблюдении ряда условий (наличия экстренной ситуации, крайней необходимости, неоказания большего вреда и т.п.).

В анализируемом № 323-ФЗ прописана отдельная статья 41 «Организация оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях» (которые в последнее время носят характер пандемии) – шаг вперед, но такая нормативная регуляция первой помощи – умаляет эту новеллу (действительно, классические «два шага назад) [1].


Библиографическая ссылка

Доника А.Д., Доника А.Д., Марченко А.А., Марченко А.А. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ТЕКУЩЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-3. – С. 295-296;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7117 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674