Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СПОСОБ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМНЫХ ЗНАНИЙ (МОНОГРАФИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Глинкина Г.В. 1 Зорина В.Л. 1
1 КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Монография «Способ диалектического обучения. Подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний» издана в ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» по решению редакционно-издательского совета Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Глинкина Г.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения». Монография является отражением результатов диссертационного исследования Г.В. Глинкиной по специальности 13.00.08 (теория и методика профессионального образования), успешно защищённого в Диссертационном совете К 212.069.02 при ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского». Рецензенты монографии: Н.В. Гафурова, доктор пед. наук, профессор (ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»), Л.В. Черепанова, доктор пед. наук, профессор (ФГБОУ ВПО «Забайкальский ГГПУ им. Н.Г. Чернышевского»), Е.С. Медведева, канд. филос. наук, доцент (ФГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»).

Монография включает предисловие, два тематических раздела (каждый представлен тремя параграфами), заключение, библиографический список и приложения. Предисловие содержит обоснование актуальности исследования проблемы подготовки учителя к формированию у учащихся системных знаний, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотезу. Описаны методологическая и теоретическая основы исследования, его этапы, базы, перечислены места предъявления и обсуждения результатов исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первый раздел «Теоретическое обоснование подготовки учителя в процессе повышения квалификации к формированию у учащихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения» начинается с преамбулы, раскрывающей особенности содержания каждого параграфа и их роль в исследовании. В первом параграфе «Формирование системных знаний как психолого-педагогическая проблема» проводится анализ исследований, посвященных философскому и педагогическому обоснованию системных знаний, обзор исторического развития проблемы системных знаний в педагогике, рассматриваются различные подходы к определению данного понятия.

Во втором параграфе «Способ диалектического обучения как основа подготовки учителя в процессе повышения квалификации к формированию у учащихся системных знаний» изложена сущность Способа диалектического обучения в контексте подготовки учителя в процессе повышения квалификации к формированию у учащихся системных знаний. Положение Способа диалектического обучения о диалектическом единстве образного и логического мышления, вытекающем из двумерной структуры головного мозга и диалектики ступеней познания (чувственное познание – логическое познание), позволило прийти к новому пониманию системных знаний и уточнить содержание данного понятия. Структура головного мозга, как всякая система, представляет собой единство противоположностей: если левое полушарие отвечает за развитие логического мышления, то правое – за развитие образного мышления. Средством, позволяющим развивать левое полушарие, является понятие (структурный элемент науки), а средством развития правого – образ (структурный элемент искусства), следовательно, понятие и образ составляют единство противоположностей – систему (находятся в диалектическом единстве). Диалектическая взаимосвязь понятия и словесного образа определила структурный аспект системных знаний, необходимость соединения учебного процесса с чувственным и логическим познанием – их генетический аспект, а выявление роли каждого структурного элемента (понятия и словесного образа) – функциональный аспект. Таким образом, системные знания определяются как знания, сформированные на основе органического соединения учебного процесса с чувственным и логическим познанием и представляющие собой единое целое (единство, т.е. взаимосвязь противоположностей), основными компонентами которого являются понятие, раскрывающее сущность предмета или явления окружающего мира, и словесный образ, являющийся средством связи чувства и мысли.

Разработке педагогического обеспечения такой подготовки на основе Способа диалектического обучения посвящен третий параграф данного раздела «Педагогическое обеспечение подготовки учителя к формированию у учащихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения в процессе повышения квалификации». Авторами предлагаются следующие компоненты педагогического обеспечения исследуемого процесса: учебная программа для системы повышения квалификации, педагогические условия и критерии эффективности их реализации.

Описанию процессов создания педагогических условий, обеспечивающих подготовку учителя к формированию у учащихся системных знаний, посвящён второй раздел монографии «Педагогические условия подготовки учителя к формированию у учащихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения в процессе повышения квалификации», состоящий из трёх параграфов, каждый из которых раскрывает сущность одного из условий. В первом параграфе «Осознание учителем взаимосвязи понятия и словесного образа в содержании преподаваемой дисциплины» раскрыта система работы на курсах повышения квалификации, которая основывается на понимании учителем диалектики ступеней познания, взаимосвязи науки и искусства в учебном процессе, единства образного и логического мышления, что в целом способствует пониманию учителем как глубинной сущности преподаваемой дисциплины, так и роли словесного образа в раскрытии сущности понятий. Во втором параграфе «Овладение учителем алгоритмом разработки современного дидактического инструментария познания (сборников понятий и сборников словесных образов)» раскрыты особенности организации занятий на курсах повышения квалификации, которые способствуют не только осмыслению структуры сборников понятий и сборников словесных образов, но и успешному овладению алгоритмом их разработки. Третий параграф второго раздела «Реализация учителем взаимосвязи понятия и словесного образа при проектировании учебных занятий на основе теории и технологии Способа диалектического обучения» посвящен третьему педагогическому условию подготовки учителя в процессе повышения квалификации к формированию у учащихся системных знаний, который в совокупности с первым и вторым условиями обеспечивает готовность учителя к формированию у учащихся системных знаний.

В заключении монографии оформлены выводы о достижении цели и решении задач исследования. Библиографический список включает 212 источников на русском и 10 на иностранных языках. Среди 11 приложений значительное место занимает разработанная авторская программа «Единство понятия и образа в учебном процессе» для курсов повышения квалификации учителей начальных классов и учителей-предметников, а также дидактические и диагностические материалы, использованные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Монография может быть использована не только в системе повышения квалификации, но и на этапе профессионального педагогического образования.


Библиографическая ссылка

Глинкина Г.В., Зорина В.Л. СПОСОБ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМНЫХ ЗНАНИЙ (МОНОГРАФИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 190-192;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7562 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674