Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Айвазян Ш.Г. 1 Доника А.Д. 2
1 Ростовский государственный медицинский университет
2 ГБУ Волгоградский медицинский научный центр ВолгГМУ
1. Габибова Л.И. Проблема международной синхронизации правового регулирования биомедицинских исследований / Л.И. Габибова, А.Д. Доника // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8 – С. 234.
2. Доника А.Д. Соответствие норм Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в Российской Федерации нормам и принципам биоэтики / А.Д. Доника, Л.Л. Кожевников // Биоэтика. – 2011. – № 2(8). – С. 26–28.
3. Доника А.Д. Социокультурные маркеры урбанизации: уход из профессии (по материалам социологического исследования профессиональной группы врачей) / А.Д. Доника, А.А. Кондрашов // Социология города – 2012. – № 2 – С. 44–48.
4. Доника А.Д. Профессиональный контекст стратегии выживания в крупном промышленном городе (на модели профессиональной группы врачей) / А.Д. Доника, Г.Ю. Бударин // Социология города. – 2013. – № 1. – С. 11–15.
5. Доника А.Д. Медицинское право: европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика. – 2012. – № 2(10). – С. 54–55.
6. Леонова В.А. Проблема старения кадров в медицине в контексте пенсионной реформы: пенсионное право или обязанность? / В.А. Леонова, А.Д. Доника // Социальное и пенсионное право. – 2013. – № 3 – С. 10–14.
7. Радченко М.А. Спорные вопросы правового статуса граждан в области охраны здоровья / М.А. Радченко, А.Д. Доника // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 244.
8. Теунова Д.Н. Информированное согласие в проблемном поле юриспруденции и биоэтики / Д.Н. Теунова, А.Д. Доника // Биоэтика. – 2014. – № 2 (14). – С. 45–46.

Реформирование высшего профессионального образования, введение новых Федеральных государственных стандартов 4-го поколения с одной стороны, а также реализация Национального проекта «Здоровье» с другой, актуализируют проблему повышения качества образования врачей. При этом во ФГОСе-4 для направления подготовки «лечебное дело» особое значение уделяется развитию общепрофессиональных компетенций выпускников. Безусловно, профессиональные компетенции врача не должны ограничиваться только узкопрофессиональными знаниями и умениями, так как современный рынок медицинских услуг вводит свои жесткие условия конкуренции. Важным аспектом в рассматриваемом контексте является повышение правовой компетенции врача, и в, частности, ее формирование на додипломной стадии.

С целью экспликации уровня правовых знаний будущих врачей мы проводили социологический опрос студентов-медиков на первом и третьем курсах (общее число участников опроса 220 чел., средний возраст 19,2 ± 1,3 лет; девушки и юноши представлены в паритетном соотношении). В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности.

Всего респондентам было предложено 7 нормативных акта: ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Закон «О защите прав потребителей», Уголовный кодекс, Гражданский кодекс. Земельный кодекс, Налоговый кодекс, ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Согласно результатам проведенного экзит-полла на вопрос: «Какие из перечисленных законов, по Вашему мнению, регулируют отношения между пациентами и врачами?», только 66,6 % студентов 3 курса и 37,8 % студентов 1 курса (р ≤ 0,05) отметили Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (№ 323-ФЗ 2011 г.). Закон «О защите прав потребителей» отметили 33,6 %студентов 1 курса и 19,3 % студентов 3 курса (р ≤ 0,05). Гражданский кодекс в обсуждаемом контексте отметили 25,6 % студентов 1 курса и 10,3 % студентов 3 курса (р ≥ 0,05).

Интересно, что 2,7 % студентов 3 курса отметили Уголовный кодекс, а 4,2 % студентов 1 курса – ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В целом полученные данные характеризуют не только размытые представления студентов младших курсов о правовой базе профессиональной деятельности, но и слабое знание основного закона, регулирующего общественные отношения в медицине: с ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» 2011 г. не знакомы почти 60 % первокурсников и 34 % (почти каждый третий) студентов 3 курса. Таким образом, проблема правовой грамотности врачей сохраняет свою актуальность и формированию правовой компетентности будущих специалистов должно уделяться серьезное значение на протяжении всего периода обучения в вузе.


Библиографическая ссылка

Айвазян Ш.Г., Доника А.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 6. – С. 121-121;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7694 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674