Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Алипов В.В. 1 Суетенков Д.Е. 1 Махонова Е.В. 1 Олейникова Н.М. 1
1 ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
1. Адмакин О.И. Эффективность внедрения программы профилактики стоматологических заболеваний в группах детей и подростков с аллергологической патологией. / О.И. Адмакин, Н.А. Геппе, А.А. Мамедов. // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2006. – Т. 5, № 1–2. – С. 11–15.
2. Гладилин Г.П. Особенности организации учебной и производственной практики студентов при переходе на образовательный стандарт нового поколения. / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, С.И. Веретенников, И.Л. Иваненко. // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 79–80.
3. Гладилин Г.П. Возможности использования элементов дистанционного образования во время учебной и производственной практик в медицинском вузе. / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, С.И. Веретенников, И.Л. Иваненко // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 10. – С. 114.
4. Гладилин Г.П. Особенности организации образовательного процесса при применении сетевых форм реализации программ учебной и производственной практик / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, Н.А. Клоктунова, С.И. Веретенников, И.Л. Иваненко // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2–2. – С. 135–136.
5. Данилова М.А. Рабочие тетради – эффективное средство обучения в медицинском вузе / М.А. Данилова, И.А. Серова, А.Ю. Ягодина // Сибирское медицинское обозрение. – 2013. – № 6 (84). – С. 100–103.
6. Попков В.М. Университетская стоматология в Саратове: итоги и перспективы. / В.М. Попков, А.А. Протопопов, А.В. Лепилин, Н.В. Булкина, В.В. Коннов, О.В. Еремин, С.А. Кречетов, Д.Е. Суетенков // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2013. – Т. 9, № 3. – С. 357–360.

Организация и проведение производственной практики студентов стоматологического факультета имеет большое значение в подготовке профессиональных конкурентоспособных специалистов. Для решения этой задачи необходимо определить оптимальное соотношение между собственно самостоятельной работой студента-практиканта, обязательной теоретической составляющей и возможностью двусторонней коммуникации не только студент-врач, но и студент-преподаватель на протяжении всей практики. Определяющим фактором эффективности дистанционного образования сейчас становится не просто размещение учебно-методической информации на сайтах и образовательных порталах, а правильная организация самостоятельной работы студентов с использованием оптимально структурированной интернет-среды с возможностью для консультаций с ответственным за практику вне зависимости от места ее прохождения [2, 3, 6].

Внедрение сетевых форм реализации образовательных программ учебной и производственной практик с использованием ресурсов медицинских организаций различного профиля позволило значительно расширить количество баз практики и уменьшить нагрузку на рабочее место врача-стоматолога, что, как показывают результаты анкетирования студентов удовлетворенностью практикой и итоговый средний балл, положительно влияет на подготовку будущих специалистов [4].

Вопрос правильной организации учебного процесса во время производственной практики особенно актуален при проведении новых видов практики, к которым на стоматологическом факультете относится «Помощник гигиениста стоматологического». Целью данного вида практики является профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на формирование компетенций по профилактике стоматологических заболеваний за счет закрепления и углубления теоретической подготовки у студентов при освоении практических навыков и умений.

Для возможности полноценного обучения на производственной практике необходим хороший теоретический багаж, полученный не только при изучении цикла «Профилактика и коммунальная стоматология», но и других дисциплин. Выстраивание стройной системы подготовки будущего помощника гигиениста стоматологического начиная с гуманитарного и естественно-научного блоков с использованием инновационных психолого-педагогических подходов и технологий позволит подвести студента к производственной практике с повышенной способностью к формированию профессиональных компетенций [1, 5].

Работа профилактической направленности с пациентами разных возрастных групп способствует формированию навыков ведения дискуссии, аргументации, повышению коммуникативности и самостоятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа во время 2-х недель практики составляет 36 часов и заключается не только в ведении дневника, но и, прежде всего, работе с медицинской литературой, направленной на подготовку высокопрофессиональных презентаций, докладов, лекций и других материалов по вопросам профилактики стоматологических заболеваний и санитарного просвещения. Правильно организованная самостоятельная работа способствует не столько развитию навыков поиска и сбора информации, сколько формированию творческого мышления и готовности к самореализации и самосовершенствованию.

В результате прохождения производственной практики «Помощник гигиениста стоматологического» обучающийся должен приобрести на разном уровне усвоения следующие практические навыки:

– уметь – проводить стоматологический осмотр пациента; определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов; записывать в соответствии с международной системой обозначения зубную формулу постоянных и временных зубов; определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов; распространенность стоматологических заболеваний и их интенсивность; осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту разного возраста и состояния полости рта; выполнять различные методы чистки зубов на фантомах; обучать методам чистки зубов детей и взрослых; оформлять историю болезни.

– знать – как проводить диагностику начальных форм кариеса и некариозных поражений; витальное окрашивание очагов деминерализации эмали; применять реминерализирующие средства; использовать фторидсодержащие растворы; проводить аппликации лаков, гелей, герметизацию фиссур зубов различными силантами.

– владеть – навыками проведения индивидуальных и групповых бесед, лекций по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний с различным контингентом населения; навыками проведения «уроков здоровья» в детских и взрослых коллективах; подготовкой материалов по стоматологическому просвещению.

Таким образом, только правильная организация учебного процесса как на протяжении семестра, так и во время самой производственной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной работе и принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции, ведению дискуссии и к социальному взаимодействию с обществом.


Библиографическая ссылка

Алипов В.В., Суетенков Д.Е., Махонова Е.В., Олейникова Н.М. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 6. – С. 121-123;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7695 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674