Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ФАРМАКОГНОЗИИ

Алипов В.В. 1 Дурнова Н.А. 1 Романтеева Ю.В. 1 Комарова Е.Э. 1
1 ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России
1. Гладилин Г.П. Компетентностный подход как основополагающий в организации и проведении производственной практики студентов. / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, С.И. Веретенников, Н.В. Красникова, Т.А. Перминова, И.В. Терентьев // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 11. – С. 46–47.
2. Гладилин Г.П. Особенности организации учебной и производственной практики студентов при переходе на образовательный стандарт нового поколения / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, С.И. Веретенников, И.Л. Иваненко // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 79–80.
3. Гладилин Г.П. Возможности использования элементов дистанционного образования во время учебной и производственной практик в медицинском вузе. / Г.П. Гладилин, В.В. Якубенко, С.И. Веретенников, И.Л. Иваненко. // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 10. – С. 114.
4. Дурнова Н.А. Оптимизация медицинского и фармацевтического образования: формирование экологических знаний. / Н.А. Дурнова, Т.А. Андронова, Ю.В. Белоногова, Ю.В. Романтеева, Л.Е. Сигарева, О.В. Синичкина, Е.Э. Комарова. // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке. Материалы международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г. – Тамбов, 2013. – С. 51–52.
5. Ноткина Н.А. Практика как условие повышения качества подготовки и востребованности выпускников на рынке труда. / Н.А. Ноткина. // Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 4. – С. 22–25.

Учебные и производственные практики на фармацевтическом факультете имеют большое значение в формировании современного конкурентноспособного специалиста. Учебная полевая практика по фармакогнозии в VI семестре обеспечивает закрепление знаний по фармакогнозии, полученных студентами в лекционно-лабораторном курсе, приобретение умений и практических навыков по вопросам заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования и воспроизводства природных ресурсов [1, 5].

Для организации полноценной практики имеет значение обеспечение возможности работы с различными морфологическими группами лекарственного растительного сырья. Имеющийся график учебного процесса, в соответствии с которым полевая практика по фармакогнозии должна проходить в течении 3-х недель июня, не полностью отвечает таким запросам, поскольку из обзора выпадает большой объем лекарственных растений, отцветающих значительно раньше.

В целях оптимизации учебной полевой практики по фармакогнозии отделом организации учебной и производственной практики совместно с деканатом фармацевтического факультета было принято решение о разделении данного вида практики на 2 части: 1 часть (36 часов) – в мае, 2 часть (72 часа) – в июне [2]. Возникновение перерыва в практике подталкивает к необходимости более тщательной проработки самостоятельной работы студентов – увеличено количество тем для рефератов, расширен список литературы и внесены изменения в организацию дистанционного обучения, в результате чего стало возможно не только знакомиться с различного рода учебными материалами, но и проводить консультации в интернет-среде [3, 4].

Во время практики перед студентами ставятся следующие задачи:

– знакомство с организацией и проведением заготовок лекарственного растительного сырья в регионе проведения практики; сырьевая база лекарственных растений;

– освоение рациональных приемов сбора, первичной обработки и сушки лекарственного растительного сырья (дикорастущего и культивируемого) и приведения его в стандартное состояние;

– совершенствование умения определять лекарственные растения в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг, болото и т.д.), а также морфологическое описание важнейших лекарственных растений и возможных примесей к ним на примере «живых» экземпляров.

– освоение методик определения ресурсов лекарственных растений на примере травянистых, древесных и кустарниковых растений с использованием различных методов определения урожайности (учетных площадок, модельных экземпляров, проективного покрытия), а также расчета эксплуатационного запаса, объема ежегодных промышленных заготовок с учетом воспроизводства дикорастущих лекарственных растений;

– освоение приемов сбора лекарственного растительного сырья различных морфологических групп (листья, травы, кора, плоды, семена, подземные органы);

– освоение методов сушки растительного сырья, а также приведения сырья в стандартное состояние;

– изучение правил хранения лекарственного растительного сырья в условиях аптеки, склада, завода по переработке лекарственного растительного сырья. Знакомство с порядком проведения анализа лекарственного растительного сырья в условиях аналитической лаборатории.

В результате освоения содержания практики студент должен:

– знать: различные методы определения ресурсов дикорастущих лекарственных растений Саратовской области и уметь пользоваться этими методиками; знать правила сбора различных морфологических групп лекарственного растительного сырья; знать правила хранения, требования к качеству упаковки лекарственного растительного сырья;

– уметь: собирать лекарственное растительное сырье различных морфологических групп (листья, цветки, подземные органы, плоды, семена и др.); отличать лекарственные растения от их возможных примесей; проводить первичную обработку и сушку лекарственного растительного сырья, приводить сырье в стандартное состояние; определять по внешним признакам лекарственные растения, произрастающие в различных растительных сообществах; проводить гербаризацию лекарственных растений различных жизненных форм (деревья, кустарники, травянистые растения); оценивать качество лекарственного растительного сырья;

– владеть: методиками определения урожайности и запасов лекарственных растений.

Таким образом, за счет правильной организации учебного процесса во время полевой практики по фармакогнозии и внеаудиторной самостоятельной работы студентов удаётся повысить качество образования и получить на выходе более высокий средний балл, несмотря на увеличение предлагаемого для изучения материала.


Библиографическая ссылка

Алипов В.В., Дурнова Н.А., Романтеева Ю.В., Комарова Е.Э. ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ФАРМАКОГНОЗИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 123-125;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7750 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674