Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Кадимова М.Ш. 1
1 Дагестанский государственный университет

Институт мониторинга окружающей среды в последнее время становится все более значимым и актуальным как в Российской Федерации, так и в ее субъектах. Республика Дагестан как субъект Российской Федерации, обладающий сложной отраслевой экономической структурой, основу которой составляют агропромышленный комплекс, нефтегазовая отрасль, курортно-рекреационный комплекс.

Вместе с тем богата и разнообразна природа республики, сочетающая уникальную растительность и животный мир горных территорий, разнообразие биоресурсов Каспийского моря и дагестанских рек. Сохранение природных богатств и охрана окружающей среды Республики Дагестан невозможны без проведения систематического постоянного контроля, оценки ситуации и прогнозирования изменений их состояния.

Для реализации указанных направлений деятельности разработана и утверждена государственная программа «Мониторинга и охраны окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы», предусматривающая осуществление информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти республики по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды, обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира, сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, обеспечение безопасного использования геологической среды, создание условий для повышения эффективности системы экологического образования и воспитания ответственного отношения к окружающей среде.

Задачами программы являются формирование и обеспечение функционирования мониторинга состояния окружающей среды, разработка организационной структуры и нормативного обеспечения управления республиканской системой экологического мониторинга, создание единой системы управления информационными ресурсами, развитие нормативно-правовой базы системы экологического образования, совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения и другие направления[1].

Государственный мониторинг окружающей среды в республике осуществляются органами исполнительной власти, наделенными соответствующей компетенцией и функционирующими на разных уровнях – территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление по недропользованию, Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета) и орган исполнительной власти Республики Дагестан – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан как орган исполнительной власти, осуществляющий управление, регулирование и контроль в сфере государственного мониторинга окружающей среды обеспечивает функционирование мониторинга окружающей среды, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, осуществляет государственный мониторинг окружающей среды, в установленном порядке проводит координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды и использования природных ресурсов на территории Республики Дагестан.

Изначально, мониторинг как система мер по наблюдению, оценке состояния и систематизации полученных данных применялся исключительно в сфере охраны окружающей среды и природопользования, который на сегодняшний день является основой осуществления охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, способствует осуществлению нормирования воздействия, надзора (контроля) источников воздействия на окружающую среду и иных функций в сфере охраны окружающей среды.

Сфера применения мониторинга в настоящее время расширилась и можно говорить о мониторинге состояния рынка ценных бумаг, мониторинге законодательства, мониторинге политической активности избирателей, мониторинге криминогенной обстановки и иных его направлениях.

Первое законодательное закрепление мониторинга окружающей среды имело место в статье 7 Закона «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года, закрепляющей осуществление мониторинга окружающей природной среды специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.[2]

Понятие государственного мониторинга окружающей среды содержится в статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяемое как «система комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды». Этим законом определяется порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды, система государственного экологического мониторинга и органов осуществляющих его, государственный фонд данных мониторинга окружающей среды (ст. 63, 63.1 и 63.2).

Согласно указанному Федеральному закону система государственного мониторинга окружающей среды включает в себя подсистемы мониторинга: состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории России, земель, объектов животного мира, лесов, состояния недр, водных объектов, водных биологических ресурсов, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, уникальной экологической системы озера Байкал, охотничьих ресурсов и среды их обитания[3].

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 9 августа 2013 г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга». Этим нормативным правовым актом усовершенствован Порядок организации и функционирования системы государственного экологического мониторинга, а также порядок создания и эксплуатации фонда данных государственного экологического мониторинга на уровне Российский Федерации так и ее субъектов.

Законодательное закрепление полномочий органов государственной власти в сфере осуществления мониторинга окружающей среды в настоящее время не является эффективным и характеризуется отсутствием единого нормативного правового акта регулирующего осуществление и организацию мониторинга окружающей среды, а также несовершенством процесса разграничения предметов ведения и полномочий, как между федеральными органами исполнительной власти, так и между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного мониторинга окружающей среды.

На уровне Республики Дагестан мониторинг окружающей среды осуществляется при отсутствии отраслевого законодательного акта регулирующего вопросы его организации и проведения. Уполномоченные государственные органы и службы мониторинга окружающей среды разобщены и ориентированы лишь на проведение наблюдения и оценки состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов, что является следствием отсутствием правовых и организационных механизмов осуществления государственного мониторинга окружающей среды на уровне Республики Дагестан и не эффективности мер направленных на сохранение природных богатств и охрану окружающей среды республики.

В целях совершенствования механизма организации и проведения мониторинга окружающей среды необходима четкая координация действий органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их объединений по согласованию мероприятий в рамках государственного мониторинга окружающей среды, формирование системы органов исполнительной власти в сфере государственного мониторинга окружающей среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом конкретной экологической ситуации и объективными потребностями в установлении координационных отношений между уполномоченными природоохранными субъектами разных уровней государственной власти. Кроме того, необходимо разработать нормативный правовой акт регулирующий проведение и организацию мониторинга окружающей среды на уровне Республики Дагестан.

[1]Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года № 2060-1 / «Ведомости СНД и ВС РФ», 05.03.1992, № 10, ст. 457.

[2]Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) отв. ред. О.Л. Дубовик, 2010 / Система Консультант Плюс.

[3]Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) отв. ред. О.Л. Дубовик, 2010 / Система Консультант Плюс.


Библиографическая ссылка

Кадимова М.Ш. НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 72-74;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8320 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674