Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИОПРИРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ)

Сикорская Г.П. 1
1 Российский государственный профессионально-педагогический университет

Представленное для участия в выставке издание «Формирование экологической культуры и ноосферного мышления в процессе творческой практико-ориентированной социоприродной деятельности» состоит из комплекта дидактико-методических книжек и DVD, включающих 3 части, выпущенных отдельными тиражами, но как продолжающееся издание в единой педагогической концепции, отвечающей задачам формирования нравственно-этического отношения человека к природе, развития ответственности за состояние мира природы и мира человека в их единстве и взаимодействии, с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьных возрастов.

Дидактико-методический комплект – пособие предназначен для использования педагогами на уроках естественнонаучного профиля, гуманитарных и технологических учебных предметах, а также в образовательной области «искусство», посвященных раскрытию различных сторон взаимодействия человека и природы, во внеклассной воспитательной работе, дополнительном ноосферно-экологическом образовании и методической подготовке студентов педагогических колледжей и вузов.

Структура комплекта-пособия, предусматривает сотворчество детей и педагогоа в созидательной практикоориентированной деятельности в социоприродной среде, способствующей формированию у детей таких качеств ноосферного человека, как высокая нравственность, включающая ответственность за состояние природной среды в родном городе, стране, всей планеты, природосообразное поведение и обустройство жизнедеятельности, этика благоговения перед жизнью в любом ее проявлении, толерантность к другому через созидание в природе, постижение эстетики природы, воспитание ресурсосбережения. Содержание комплекта построено на принципах интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, включения технических и эстетических знаний, «погружения» в природно-историческую среду на практических занятиях, реальных и виртуальных экспедициях в природу, социоприродную среду, разработке проектов эколого-ноосферных обустройства жизнедеятельности человека.

Весь комплект хорошо иллюстрирован цветными фотографиями, схемами, рисунками, мультимедийными вставками, дневниками наблюдений, заданиями практического характера. Также разработаны для детей глоссарии, для педагогов интересный по содержанию и увлекательный для чтения с детьми информационный материал.

Все три части небольшие по объему (30–50 страниц текста вместе с иллюстрациями), за исключением книжки-практики в сенсорном саду, где дается подробное содержание каждого занятия с детьми, описание педагогической технологии его проведения. Небольшой объем текстов удобен в использовании за пределами школы и детского сада; для него всегда найдется место в ранце.

Краткое описание структуры и содержания комплекта-пособия.

Часть первая. Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры.

Эта часть разделена на три книжки объемом до 30 страниц каждая. Первая из них посвящена подготовке к виртуальной экспедиции. Во второй книжке юные жители Югорского края утешествиют по заповедникам, узнают об уникальной природе края, его проблемах и охране экологических систем. Здесь много оригинальных иллюстраций, интересного дополнительного материала о поведении животных с которыми дети встречаются в экспедиции и учатся наблюдать за их жизнью. Полезна для путешественниках включенная в текст информация о современных средствах связи и навигации, обустройстве воздушного шара, на котором совершается экспедиция, «Красной книге». В конце путешествия участникам виртуальных занятий предлагается разработать проект нового средства воздухоплавания. Через все содержание проходит мысль о том, что человек обязан жить по этическому принципу «Не навреди». Здесь же, наверняка, впервые путешественники узнают о В.И. Вернадском и его концепции ноосферы, значении научной мысли в развитии нашей планеты. В третьей книжке предложена серия практических и лабораторных работ для развития специальных умений по изучению природы, традиционного природопользования, народных традиций по оказанию первой доврачебной помощи природными средствами. По предложенному плану участникам экспедиции предлагается обустроить родник, спроектировать экологическую тропу, научиться ориентироваться на местности с помощью природных объектов, уникальные природные объекты своей местности превратить в памятник природы.

Часть вторая. «Сенсорный сад для детей, в том числе для детей с ограничеснными возможностями» включает концепцию создания в урбанизированной среде специально обустроенной площадки – сенсорного сада, а также описание занятий с детьми разного возраста, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Приведем выборочный перечень занятий, которые показывают разнообразие педагогических приемов, технологий и интегрированного содержания, способствующего развитию у детей полисенсорного восприятия мира природы, развивающего его эмоционально-чувственную сферу, помогают воспринимать и чувствовать эстетику природы. Например, «Запахи сада», «Цветочная палитра сада», «Звуки сада», «Музыка ветра», «Я гуляю в облаках», «Дорожка новых ощущений». Достаточно разнообразен информционный материал для педагога. Имеются практические рекомендации по обустройству тропы ощущений, созданию цветочных часов, проведению занятий с детьми, имеющих ограниченные возможности. С помощью DVD предложено совершить виртуальную экскурсию по сенсорному саду, проект которого разработан автором данного комплекта – пособия и реализован на территории городского экологического центра г. Екатеринбурга, в более 20 детских дошкольных учреждениях и школах Свердловской, Челябинской областях и Ханты – Мансийском автономном округе (ХМАО-Югра).

Часть третья. Мистер Сори Мусори. Волшебное приключение.

Эта книжка для творцов чистоты и бережливости. Главная идея ее заключается в воспитании у детей ответственности и бережного отношения ко всему, что дает нам природа и цивилизация. Вместе с героями книжки педагог, дети дошкольного возраста и младшие школьники совершают путешествие по городскому маршруту. В этом путешествии они постепенно осознают, что каждый должен нести ответственность за мир, который нас окружает, за чистоту и красоту повседневной жизни. Дети совместно с педагогом в диалогическом чтении и обсуждении работы предприятий по сбору и переработке мусора, поведения героев книжки Сори Мусори и Эста Чистобережного постепенно меняют свое отношение к «мусорной проблеме». Младшим школьникам предложены практические занятия по изготовлению бумаги из макулатуры, изготовления компоста на садовом загородном участке, заполнение таблицы новых практических знаний, умений и полезных дел по сбору мусора, сбережения ресурсов городского хозяйства и экономии семейного бюджета.


Библиографическая ссылка

Сикорская Г.П. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИОПРИРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-2. – С. 143-144;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8557 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674