Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

3D МОДЕЛЬ «НЕИЗВЕСТНОГО ЖИВОТНОГО» КАК ПЕРСПЕКТИВА АУТОТРЕНИНГА ОБУЧАЕМОГО

Артеменко М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Рассматриваются результаты применения тестов Люшера и «Неизвестного животного» для анализа и коррекции образовательной траектории, оптимальной для последующей профессиональной деятельности, отражающие различные аспекты психологического статуса обучаемого друга и являющиеся «взаимнопроверочными». Изучение интеллектуальных характеристик осуществлялось по показателям: средняя оценка, средняя оценка по техническим предметам, средняя оценка по гуманитарным предметам. Приведены результаты исследований связи тестов с типом темперамента и интеллектуальными способностями обучаемого. Предложено использование 3D модели «неизвестного животного» в качестве корректирующего воздействия на текущее психоэмоциональное состояние обучаемого в процессе аутотренинга.
аутотренинг
тест «неизвестное животное»
3D моделирование психологического состояния
1. Артеменко М.В., Головко И.Н., Кореневский Н.А. Оценка и управление профессиональной ориентацией абитуриента с учетом прогноза психофизиологических затрат // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5. – С. 41–44. URL: www.rae.ru (дата обращения: 27.08.2015).
2. Артеменко М.В., Н.А. Кореневский, С.В. Солошенко. Прогнозирование состояния здоровья и успешности обучения студентов технических вузов // Вестник новых медицинских технологий. – 2006. – Т. XIII, № 2. – С. 64–67.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006 – 384 с.
4. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во «Эксмо», 2009. – 416 с.
5. Немов В.Н. Психология. – М: Просвещение, 2010 – 687 с.
6. Сладков А.А. Совершенствование процессов управления образовательным учреждением. Изд-тво: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 80 с.

Приспосабливаясь к условиям трудовой деятельности, человек вырабатывает индивидуальный стиль, позволяющий успешно выполнять одну и ту же работу людям с разным качеством с учетом индивидуальных свойствам нервной системы. Обучаемый испытывает склонности одновременно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе образовательной траектории с учетом прогнозируемой профессиональной деятельности, – что требует изучение свойств его нервной системы, которое может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать ему определенную область, к условиям труда он наиболее адекватен в настоящем.

Таким образом, эволюционные и революционные этапы развития социума в современных информационно насыщенных условиях обусловливают актуальность применения технологий оценки психологического статуса обучаемого, базирующихся на классических и хорошо зарекомендованных методах и возможностях компьютерного моделирования. К таковым, безусловно, относятся тесты Люшера [3] и «неизвестное животное [5].

В настоящее время применяется множество методик и их программные реализаций в специализированных экспертных систем, позволяющих оценивать составляющие психических процессов и их свойства [1, 2, 4, 5].

Актуальность проведения исследования в данной области определяется государственной программой совершенствования образовательного процесса [6].

Методы и материалы исследований: экспертный анализ, имитационное моделирование, результаты тестирования обучаемых, итоги этапов прохождения образовательной траектории и оценки психологического статуса по результатам тестов Люшера и «несуществующего животного».

Результаты исследований и их обсуждение

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Тест несуществующее животное основывается на исследовании психомоторной связи. Для регистрации состояния психики в данном случае используется исследование моторики (в частности – моторики рисующей доминантной руки – зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношение к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «несуществующее животное» относится к числу проективных. Для проведения теста требуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Инструкция: придумайте и нарисуйте несуществующее животное назовите его несуществующим именем. Для анализа применяются следующие характеристики рисунка: положение на листе, центральная смысловая часть фигуры, несущая часть фигуры, части над фигурой, контур фигуры, общая энергия, тема рисунка, уподобление животного человеку, творческие возможности.

В настоящее время известно большое количество работ, посвященных изучению влияния индивидуальных психологических факторов на успеваемость студентов и учащихся [1, 2, 6]. С этой целью изучены психологические характеристики обучаемых и их успеваемостью, отражающей интеллектуальные и адаптационные возможности по освоению определенной образовательной траектории.

В эксперименте участвовало 52 мужчин и 60 женщин в возрасте от 20 до 25 лет. Учащиеся были разделены на две группы: в первую входили успевающие на «хорошо» и «отлично», во вторую – на «удовлетворительно». Успешность обучения оценивалась по текущей успеваемости.

В тесте «несуществующее животное» испытуемым предлагалось придумать и нарисовать на листе бумаги несуществующее в реальной жизни животное и дать ему название. Каждый анализируемый признак оценивался по 5 бальной шкале и определялся наличием следующих элементов:

0) агрессия – острые углы на контуре (щетина, иглы ), когти, рога, зубы;

1) инфантилизм – похожесть животного на человека, положение прямохождения, одежда, название животного;

2) самооценка – положение на листе, положение хвоста (вправо, влево, вверх, вниз), функциональные элементы над фигурой (дополнительные ноги, щупальца, крылья);

3) общая энергия – положение головы (вправо, влево), дополнительные функциональные элементы, количество деталей тела, прорисовка животного;

4) демонстративность – наличие ресниц, украшающих элементов, название животного;

5) страх (тревога) – голова влево (в сочетании с остальными признаками) резкая подрисовка радужки глаз, открытый рот (округлой формы) без языка и губ, сильное затемнение контурной линии и жирный нажим);

6) творчество – количество сочетающихся частей тела, оригинальность рисунка.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1) психологический темперамент характеризуется следующими особенностями: Холерик – страх ниже среднего, Сангвиник – при нулевой демонстративности или среднем уровне энергии и творчества у мужчин и небольшом уровне страха и среднем творчестве у женщин, Флегматик – при среднем творчестве или им же в совокупности с нулевым страхом у мужчин и нулевой демонстративностью или низкой агрессией и средней энергией у девушекк, Меланхолик – при творчестве ниже среднего.

2) только у девушек, наряду с эмоциональной нагрузкой теста Люшера, проявляются такие качества, как демонстративность и страх – они оказали влияние на высокие оценки по гуманитарным предметам при низком страхе;

3) средние оценки (3,6–4,6) по техническим дисциплинам (и в общем-то в среднем) наблюдались при низкой демонстративности и чувстве страха;

4) у мужчин средняя и выше успеваемость дифференцируется свойствами психики, отражаемые оранжевым, коричневым и белым цветами;

5) Результаты тестов Люшера и «Неизвестное животное» взаимно сопоставимы, поскольку показывают коррелирующие характеристики текущего психоэмоционального состояния личности обучаемого при освоении им определенной образовательной траектории;

6) Результаты тестов Люшера и «Неизвестного житного» объективно отражают способность обучаемого к освоению знаний гуманитарного и технического характеров и тем самым позволяют оперативно осуществлять педагогическое и терапевтическое воздействия;

7) Анализ связей результатов тестов «Несуществующее животное» и «Цветовой тест Люшера» выявил отсутствие половой дифференциации и доминирование в инфантилизме, энергии и демонстративности, страхе и творчестве комбинация первого и третьего номеров теста Люшера

8) Применение 3D – модели способствует коррекции психо-эмоционального состояния обучаемого в процессе аутотренинга;

На основе проведенных исследований предлагается:

По рисунку неизвестного животного осуществить с помощью 3D принтера конструирование «мягкой» и «трансформируемой» конструкции авторского и единовременно уникального «неизвестного животного». Предложить обучаемому возможные коррекции «созданного» им животного. Отслеживать изменения образа «неизвестного животного» по мере его коррекции как элемента аутотренига.

Таким образом, исследования в рассмотренном направлении является перспективным и актуальным.


Библиографическая ссылка

Артеменко М.В. 3D МОДЕЛЬ «НЕИЗВЕСТНОГО ЖИВОТНОГО» КАК ПЕРСПЕКТИВА АУТОТРЕНИНГА ОБУЧАЕМОГО // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 498-500;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8622 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674