Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН КОСТЮМА»

Толмачева Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»
Задачи учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, построить учебный процесс таким образом, чтобы студент, выйдя из стен института, владел теми компетенциями, которые помогут ему реализовать свои возможности и максимально убедительно занять свою нишу на рынке труда. Направление профессиональной подготовки «Дизайн», характеризуется не только разнообразием профилей, но и различной степенью исполнительских задач. Дарование, амбиции или уровень профессионального образования влияют на то, станет выпускник ведущим дизайнером или исполнителем, чьих то идей. Качественно подготовить студента к профессиональной деятельности, уже в процессе обучения, помочь ему выявить свои самостоятельные творческие или исполнительские способности, возможно при предоставлении соответствующих условий. Для формирования профессиональных компетенций по направлению дизайн, студента нужно вооружить не только системой знаний, умений, методами проектирования, но и помочь в реализации своих личностных качеств, способности самостоятельно принимать решение при проектировании различных творческих и производственные задач. Мониторинг формирования профессиональных компетенций возможно провести через научную и творческую деятельность дизайнера: выставки, конкурсы, конференции.
дизайн-проектирование
творческие методы
профессиональные компетенции
костюм
1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ.
2. Управление проектным циклом: учебное пособие // Управление возможностей сети Региональных бюро поддержки Программы «Тасис» в Российской Федерации. EUROPEAID/114754/D/SV/RU, 2005. – 36 с. [Электронный ресурс].– URL:http://www.iasc.kspu.ru/-files-/sresurs/ouds/projects.pdf .
3. Камалеева А.Р. Совершенствование системы оценивания результатов обучения в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 – С. 338-342; URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=8419.
4. Толмачева Г.В. Когнитивные образовательные технологии при организации учебного процесса у студентов направления «дизайн» (на примере омской школы дизайна костюма) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 – С. 355–358; URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=8423.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается: «должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности реальную многоуровневую систему высшего образования» [1]. Это определяет своевременное изменения педагогических методологий и ориентацию на компетентностную модель подготовки специалиста. Стандарты ВПО нового поколения предполагают, относительную свободу при формировании ООП и позволяют самостоятельно разрабатывать тот комплекс дисциплин исходя из видов профессиональной деятельности, который реализуется в рамках ФГОС, учитывая возможности вуза, персональные способности студента, требования рынка труда. В этих стандартах используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования. Например, компетенция определяется, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В своей статье А.Р. Камалеева пишет: «Результаты обучения оцениваются с помощью компетенций. Логика этого понятия применительно к сфере высшего образования такова. Студент получает в вузе по избранному профилю образования:

a) определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний;

б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности;

в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т.п.).

Все эти параметры должны оцениваться равнозначно, поэтому их все и объединяет термин «компетенция». Все эти типы и группы компетенций, в конечном счете, объединяются и связанны с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных и мировоззренческих компетенций:

● learning to know – учиться знать – профессионально-методическая компетентность;

● learning to do – учиться делать – компетентность в плане деятельности, претворения задуманного в жизнь;

● learning to live together – учиться жить вместе – социально-коммуникативная компетентность;

● learning to be – учиться быть – компетентность в плане личности».

Это верные определения, так как «знания» и даже «умения» не могут быть реализованы в достаточной степени, если их обладатель не сформирован как личность, не владеет самостоятельной мыслительной работой, не может принимать адекватные решения.

Получив достаточную свободу, ВУЗы сами решают, где и как будут формироваться нужные компетенции их студентов (через связь с производством, практики, совместные проекты или иные мероприятия), так как именно это будет составлять конкурентоспособность выпускников. Модернизация образования, в большей степени направлена на улучшение условий образовательного процесса для студентов. Наличие индивидуальных траекторий обучения, академическая мобильность, формирование компетентностного подхода, позволит в современных условиях оптимальным образом удовлетворять потребности личности в образовании, готовить специалистов разного уровня для производственной, коммерческой, научно-исследовательской и других сфер деятельности.

ФГОС направления «Дизайн» квалификационной степени «бакалавр» и «магистр» определены виды профессиональной деятельности в основном направленные на решение проектно-творческих задач различного значения. Каким образом построить учебный процесс, чтобы добиться качественного, конвертируемого образования. Осуществить эти задачи, возможно только применяя новые педагогические технологии.

В научной литературе создан теоретический фундамент для модернизации высшего образования, названный в ЕС управлением проектным циклом [2]. Методика управления предполагает не ускорение развития личности студента с помощью обучения (переход к возможно раннему решению дизайнерских задач), а расширение ее возможностей именно в сферах жизнедеятельности (компетентности). Поэтому особые способности и профессиональные знания участников указанного проекта должны быть отражены не только в их высокой квалификации, но и в способности работать в русле амплификации, где амплификация, в первую очередь, предполагает развитие способностей, становление активной, творческой личности студента.

Основу модели построения учебного процесса в русле амплификаций, состоящей из методико-процессуального и результативного блоков, можно охарактеризовать, как модель позволяющую провести мониторинг определения уровня сформированности профессиональных компетенций. Это осуществляется через усиление интеграции: образование – исследование (творчество) – инновации (проект – осуществление – внедрение (презентация).

На практике, у омской школы дизайна костюма, база методико-процессуального блока формирует междисциплинарные связи, внедряются новые педагогические технологии и проектировочные методы, дающие системно ориентированные результаты. Получив базовые знания, состоящие из понимания процессов проектирования, способов и методов участвующих в поиске и разработке новых проектных идей, студенту легче ориентироваться и выбирать ту профессиональную деятельность, которая соответствует его способностям и потребностям рынка труда.

Основное содержание методико-процессуального блока учебного процесса, это междисциплинарная интеграция, основная цель которой, наполнить проектный процесс методически и последовательно выполняемыми взаимообусловленными действиями, которые, в свою очередь содержат процедуры и методы, позволяющие выполнять поставленные задачи. Сложность процесса проектирования, как и любого творческого процесса, в нестандартности проектных ситуаций, для решения которых, требуются знания различного уровня. Интегрированные междисциплинарные связи необходимы при формировании профессиональных компетенций, так как без взаимосвязи различных общекультурных и профессиональных компетенций, невозможно решение не только проектных задач, но и становление личности. Поэтому основой методико-процессуального блока, мы считали, внедрение инновационных технологий, влияющих на формирование профессиональных компетенций.

Известно, что при решении творческих задач, как правило, используются эвристические методы, приносящие неожиданные, но бессистемные результаты. Для выполнения проектных работ, на этапе разработки идеи, необходим системный подход, чтобы упорядочить способы поиска, в большем объеме генерируя новые решения, последовательно направляя мыслительную деятельность. Решение задач проектирования это сложный процесс, зависящий от множества объективных и субъективных факторов.

Современное проектирование костюма процесс емкий и быстро меняющийся, необходимо было вооружить его, таким практическим инструментарием, который позволил бы заниматься проектированием костюма в том скоростном режиме, в котором существует и развивается индустрия моды. Омская школа дизайна костюма обратилась к лучшему опыту в дизайне, к техническому конструированию, где творческие методы проектирования, композиционные средства гармонизации являются инструментом в создании не только функциональных, но и эстетически важных характеристик новых продуктов. Инженерное творчество развивается более интенсивно, чем художественное творчество, поэтому аналоги множества поисковых методов лежат в сфере технического изобретательства. Это позволило дополнить теорию и практику проектирования костюма инновационными методами проектирования.

Внедрение в процесс обучения метода «Морфологического анализа» Фрица Цвикка и адаптация его для решения дизайнерских задач, пополнило формирование теории обучения дизайн-проектированию и художественному творчеству, и на этой основе – надежной методики, обеспечивающей возможность управлять проектным и творческим процессом. Метод морфологического анализа в дизайн-проектировании костюма является инновационным, так как может использоваться на этапах предпроектного исследования, поиска новой идеи и на этапе разработки идеи, при этом значительно сокращая временные затраты из-за системности подхода. При ситуации, когда нужно произвести улучшение эстетических или эксплуатационных параметров аналога, вариабельность решений увеличивается в разы при последовательном или выборочном применении средств композиции к первичным элементам формы аналога. Проектный процесс основывается на взаимосвязи различных методик, применяемых при решении поставленных задач, эвристических, экспериментальных или формальных. Методики, основанные на системном подходе, более прогрессивны, так как позволяют ускорить процесс проектировать и привести к высокому результату.

При организации учебного процесса, учитывая главную задачу ВУЗа – подготовку высококвалифицированного специалиста, нельзя обойтись без важной составляющей при формировании профессиональных компетенций, это формирование личностных качеств студента необходимых ему для успешной деятельности в определенной области.

И если в методико-процессуальном блоке больше внимания уделялось организации процесса получения знаний и умений, то получение опыта, формирование ответственности, самостоятельности, настойчивости, т.е. совокупности профессиональных и личностных качеств специалиста, закладывается в «Результативном блоке». Что он содержит, чем наполнен, какие дает результаты?

Получить высокий уровень профессиональных компетенций, умения и навыки работы, способность грамотно выбирать методы и способы проектировочных действий, невозможно только в рамках учебных заданий. Студент, стремящийся стать высококвалифицированным специалистом обладает мощной заинтересованностью и мотивацией. Кафедра «Дизайна костюма» ОГИС поддерживает заинтересованность студентов и предоставляет им возможность реализовать свои творческие способности. Работать с замотивированным студентом интереснее и продуктивнее. Научно-практическая работа становится не только частью учебного процесса, но и партнерства студента и преподавателя, где решаются творческие задачи. Студенты используют возможность поработать с более опытным наставником, приобретают дополнительный неоценимый опыт. И преподаватель всегда чувствует высокое творческое напряжение, так как разнообразие тем и задач требует высокой отдачи. Реализация творческого и научного потенциала хороша только при внешней оценке и это самый действенный мотивационный стимул и возможность получить мониторинг профессиональной подготовленности. Этим стимулом являются конкурсы и выставки, проводимые кафедрой «Дизайна костюма» уже с 1996 года. Организация такой научно-творческой работы требует от преподавателей личностной и творческой самоотдачи, дополнительного внеучебного времени. Но результаты оправдывают эти затраты: студенты имеют возможность получить оценку, признание значимости своей работы компетентными экспертами в области индустрии моды. А это значит, что все этапы работы от сбора и анализа материала, постановки задачи, определения концепции и меры креативности, будут выполнены, особенно продумано, на высоком уровне. Признание уровня работы студента над коллекцией это шаг к профессионализму, формирование авторского портфолио, а значит больший шанс и конкурентоспособность на рынке труда. Участие в конкурсах и выставках создают условия для формирования основных составляющих компетенций, обеспечивающих успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Уровень выполнения научно-практической работы, выявляет правильность организации междисциплинарных связей, уровень системы качества подготовки специалистов на кафедре, выбор инновационных педагогических, технологических, проектных методов и средств обучения, в целях обеспечения высокого качества учебного процесса. Участие в выставке или конкурсе помогает студенту расширить формирование общекультурных и профессиональных компетенций, так как кроме работы над концепцией коллекции, будущему специалисту приходится решать и другие профессиональные задачи: выбор манекенщиц, музыки и постановки дефиле, умения общаться с журналистами и специалистами, грамотно защищать, пропагандировать, обосновывать результаты своей творческой и научной работы. В этом и есть возможность мониторинга профессиональной зрелости. Это не просто показ итогов творческой и научной работы, это демонстрация личностных качеств студента, не только как специалиста проектировщика, но и как человека стремящегося достичь более высоких результатов, что особенно ценится на современном производстве.

Таким образом, соответствуя задачам Болонского процесса, где предполагается определенная автономность вузов, когда каждый вуз сам принимает решение о своих возможностях при подготовке высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных на рынке труда, внедрение инновационных педагогических технологий является неотъемлемой частью построения учебного процесса. Создание условий для мониторинга формирования профессиональных компетенций дизайнеров по костюму, направлено на пополнение отрасли компетентно ориентированными кадрами, способными решать программы по импортозамещению.


Библиографическая ссылка

Толмачева Г.В. МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН КОСТЮМА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 525-528;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8629 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674