Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И ЗДОРОВЬЕ

Жетписбаева Г.Д. 1 Абишева З.С. 1 Асан Г.К. 1 Даутова М.Б. 1 Айхожаева М.Т. 1 Раисов Т.К. 1 Искакова У.Б. 1 Исмагулова Т.М. 1 Журунова М.С. 1
1 Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
В настоящем сообщении рассмотрены физиологические аспекты адаптации, состояние здоровья студентов, пути совершенствования механизмов компенсаторно-приспособительных реакций и резистентности организма.
адаптация
здоровье студентов
факторы риска здоровья
1. Абишева З.С., Рослякова Е.М., Хасенова Х.Х. Сравнительный анализ адаптивных возможностей студентов различных вузов г. Алматы в процессе учебы. // Европейская наука 21 века: м-лы Х11 Межд. научн.-практ. конф. (Варшава, 07–15 мая 2011 г.). – Варшава, 2011. – С. 22–24.
2. Блинова Н.Г., Буданова Е.А., Казин Э.М. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической зрелости и индивидуально-типологических особенностей. / Валеология. – 2012. – № 4. – С. 7–13.
3. Казин Э.М. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации человека: учебное пособие. – Кемерово: ООО «ИНТ», 2010.
4. Никифорова О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2011.
5. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплект из 3 книг / отв. ред. Э.М. Казин. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2011.
6. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни: учеб. пособие / отв. ред.: Э.М. Казин, Н.В. Коваленко. – Издательство «Омега-Л», 2013 (с грифом РАО).
7. Федоров И.П., Сивохин Н.Б. Отношение студенческой молодежи к своему здоровью./ Мат. 1V съезда специалистов ЗОЖ. Алматы, 2013. – № 3.

Охрана здоровья и повышение работоспособности студентов в вузах республики Казахстан является составной частью общегосударственной задачи.

Обучение в высшей школе – сложный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологии организма молодых людей.

В течение всего курса обучения студенты находятся в постоянном умственном напряжении, которое у студентов значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп. Дважды в год, во время экзаменационной сессии, состояние умственного и нервного напряжения у студентов резко обостряется, сопровождается сильными эмоционально-стрессовыми воздействиями [2].

Молодые люди, только что окончившие среднюю школу, нелегко привыкают к новым для них методам обучения и контроля успеваемости в вузе, к системе семестровых экзаменов. При кажущейся сравнительной свободе студенческой жизни необходимость самостоятельно планировать свою деятельность в свободное от учебы время, оптимально организовать досуг и тем самым регулировать равномерность нагрузки в течение учебного года осознается далеко не сразу и не всеми. Это создает дополнительные трудности и приводит к резкому умственному перенапряжению при подготовке к экзаменам, нарушению режима труда, отдыха, питания, к переутомлению, снижению работоспособности и успеваемости, а иногда и к прерыванию учебы в вузе [3].

Значительная часть студентов при поступлении в вуз переезжает в другой город, отделяется от семьи и живет в общежитии. Это приводит к полному изменению привычного образа жизни, требует самостоятельного решения повседневных жизненных и бытовых проблем без привычной консультации с «лидером», роль которого обычно выполняли родители, учителя, старшие братья и сестры и т.д. Условия общежития вынуждают к постоянному пребыванию среди других студентов, затрудняют возможность уединения, необходимого время от времени каждому студенту [4, 5].

Годы студенчества совпадают с периодом возрастной физиологической перестройки организма, переходом от детской зависимости к статусу взрослого со всеми его правами и обязанностями, необходимостью оценки собственных способностей и склонностей и их соответствия выбранному направлению дятельности. Каждому студенту приходится искать свое место в новом коллективе, заново устанавливать взаимоотношения с множеством людей, преподавателей и студентов, приобретать новый социальный опыт и ответственность. В жизни студентов значительную роль играют личные эмоциональные переживания. Многие студенты вступают в брак, что ведет возникновению семейных обязанностей и дополнительных забот, особенно при наличии детей [7].

Наконец, для многих студентов, прибывших в вуз из отдаленных от него регионов с резко отличными природными условиями, ко всему этому добавляется влияние новых климатических и географических факторов. Для студентов г. Алматы присоединяются трудности адаптации в условиях среднегорья и проживания в загрязненном воздушном бассейне крупного города [1].

Таким образом, при поступлении в вуз студенты вынуждены адаптироваться к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы.

Материалы и методы исследования

Нами были обследованы 90 студентов КазНМУ. Характеристика здоровья студентов основывалась на данных заболеваемости по обращаемости. Изучение состояния здоровья и поведенческих факторов риска, приводящих к различным заболеваниям, проводились по стандартному опроснику «Карта медико-социального изучения образа жизни и здоровья студентов». По шкале Г.Л. Апанасенко оценивался энергопотенциал организма и состояние здоровья обследуемых лиц. Обработку полученных данных проводили методом вариационной статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

В начальной фазе адаптации у студентов преимущественно наблюдались трудности психоэмоционального характера, которые при неблагоприятном течении приспособительного процесса могут привести к возникновению целого ряда патологических состояний.

Следует подчеркнуть важность учета таких состояний, когда заболевания еще нет, но защитные и приспособительные возможности организма исчерпаны или крайне ослаблены, и вредный фактор, который в обычных условиях является подпороговым, может вызвать заболевание (так называемое состояние «риска»). У «практически здорового» человека могут быть некоторые отклонения от нормы, которые не сказываются существенно на самочувствии и работоспособности. Некоторое время организм может противостоять стрессу, но, если неблагоприятные факторы действует в течение длительного времени, возникает болезнь [3].

Одним из важнейших факторов, вредно сказывающихся на здоровье современного человека, является гиподинамия. В режиме дня обследованных студентов преобладали статические компоненты деятельности (в среднем более 80 % суточного времени), при этом гиподинамия была более выражена у студентов, проживающих в общежитии (62 %).

Нами также установлены факты употребления алкоголя, табакокурения и другие вредные привычки, что является дополнительной нагрузкой для молодого организма обучающихся.

Кроме того, мы выявили нарушения режима сна и бодрствования (88 %), отдыха и труда (76 %) – необходимых условий нормального функционирования организма и адаптационных механизмов.

Сравнительное изучение состояния здоровья студентов КазНМУ показало, что наблюдается значительная разница в динамике острой и хронической заболеваемости. Так, на младших курсах (начальная фаза адаптации) преобладали острые респираторные заболевания и вегетато-сосудистые дистонии, причем студенты 2 курса болели значительно чаще первокурсников, что, по-видимому, связано с перенапряжением компенсаторно-приспособительных защитных механизмов адаптации. К концу периода обучения число заболеваний с острой формой заметно снизилось, что свидетельствует о достаточной адаптированности студентов к условиям обучения в вузе.

На старших же курсах преобладала заболеваемость, вызванная длительными воздействиями хронических психоэмоциональных стрессов. К концу периода обучения возрастало количество больных гипертонической болезнью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозами. Это является отражением неблагоприятного течения адаптивных процессов, «срыва» адаптации и в большей степени связано с особенностями центральной нервной системы и высшей нервной деятельности каждого отдельного студента. Из общего количества отчисленных по болезни студентов 37 % составляют страдающие психосоматическими и психо-неврологическими расстройствами.

По шкале Г.Л. Апанасенко энергопотенциал и уровень здоровья у 33 % студентов находились в пределах 4–6 баллов (ниже среднего уровня), у 42 % студентов – 7–11 баллов (средний уровень), у 19 % – 12–15 баллов (выше среднего уровня), у 6 % испытуемых – 16–18 баллов (высокий уровень), что указывает на превалирование среднего и ниже среднего уровней здоровья.

Несмотря на то, что за последние годы условия жизни и обучения студентов КазНМУ объективно улучшились: построены новые учебные корпуса, общежития, открыты новые столовые, повысилась материальная обеспеченность студентов, наблюдается тенденция к постепенному увеличению уровня общей заболеваемости.

Известно, что наиболее эффективным средством повышения неспецифической резистентности являются физическая культура и спорт. Организм человека, занимающегося физкультурой и спортом, приобретает высокую степень резистентности.

Физическая тренировка – прежде всего двигательная активность, оказывающая влияние на многие системы организма. Она распространяется на активизацию так называемого метаболического котла, активирует вегетативные вспомогательные системы (кровообращение, дыхание). Чем совершеннее двигательные акты, тем сложнее и более согласованно работают эти системы.

Кроме того, двигательная активность служит постоянным средством взаимодействия организма с внешней средой, средством развития самого организма. Движение является обязательным компонентом для работы всех анализаторов, необходимо для получения информации, развития психики, интеллекта и личности.

Перечисленные особенности двигательной деятельности делают ее мощным средством неспецифической резистентности, которая связана с тренированностью обмена веществ, достаточно экономичной тратой энергии в покое, способностью организма наиболее совершенно утилизировать кислород, эффективностью функционирования ферментативных систем.

Наконец, физическая тренированность, развивая механизмы координации в нервной системе, обусловливает повышение обучаемости тренируемости нервной системы. Все эти механизмы являются в значительной мере неспецифическими. Благодаря наличию таких механизмов облегчается становление адаптационных реакций по отношению к широкому спектру факторов [6].

Классическим примером закаливания организма является постоянная тренировка холодом, водные процедуры, зарядка под открытым небом в любую погоду. Физиологический смысл использования холодового закаливания сводится к тренировке адаптации – »блокированию» раздражителя. Терморецепторы (холодовые ), постоянно подвергаясь действию низкой температуры, настолько понижают свою возбудимость по отношению к холоду, что, например, для человека, купающегося зимой в проруби, в дальнейшем не страшен ни сквозняк, ни пребывание под дождем. Резистентность к действию низкой температуры, выработанная в процессе закаливания, зависит также от сведения к минимуму сосудистых реакций, сбалансированности теплопродукции и теплоотдачи и т.д. Особенно эффективно закаливание чередованием действия низких и высоких температур. Однако исследования специалистов показывают, что именно низкие температуры являются ведущими в повышении неспецифической резистентности организма человека.

Одним из необходимых условий для укрепления резистентности является своевременное и рациональное питание. Недостаточность или избыточность питания, нарушение соотношений питательных веществ в рационе сказываются на деятельности организма в целом и способствует снижению сопротивляемости, а следовательно, и способности к адаптации.

Имеются и другие способы укрепления резистентности и повышения адаптивных реакций. К их числу относится применение некоторых фармакологических препаратов, влияющих на разные звенья ферментативных тканевых реакций. Эти препараты получили название «адаптогены». В их арсенал средств входят жень-шень, дибазол, лимонник, экстракт» золотого корня» и др.

Заключение

Студенчество относится к группе населения с повышенным уровнем риска заболеваний с большой психо-эмоциональной и умственной нагрузками, необходимой адаптацией к новым условиям проживания и обучения.

При поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы. Процесс адаптации происходит на фоне других влияний характерных для современных условий и в той или иной степени отражающихся на здоровье обучающейся молодежи. Загрязнение окружающей среды, постоянное увеличение потока информации, ускорение темпа и ритма жизни требуют интенсификации психологических и физиологических процессов организма студентов.

Изменение условий жизни и характера деятельности приводит к резкому изменению динамического стереотипа, перестройка которого зависит от типа высшей нервной деятельности каждого человека и никогда не дается легко.

Существует целый ряд мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости человеческого организма и объединенных понятием «закаливание». Природные силы каждого организма имеют достаточно резервов, чтобы при их умелом стимулировании обеспечить самые максимальные возможности, самый высокий уровень резистентности организма и совершенствование защитных компенсаторно-приспособительных механизмов организма студентов.

Повышение заболеваемости снижает эффективность учебного процесса, препятствует выполнению главной задачи высшей школы – подготовке кадров высшей квалификации. Окончив вуз, молодые специалисты, как правило, не становятся более здоровыми. Неблагополучное состояние здоровья ограничивает их производственную и общественно полезную деятельность, наносит государству существенный экономический урон.


Библиографическая ссылка

Жетписбаева Г.Д., Абишева З.С., Асан Г.К., Даутова М.Б., Айхожаева М.Т., Раисов Т.К., Искакова У.Б., Исмагулова Т.М., Журунова М.С. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И ЗДОРОВЬЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 532-535;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8631 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674