Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МАГИСТРАНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Далингер В.А. 1
1 Омский государственный педагогический университет
1. Авдеева Л.Ф. Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Л., 1984. – 16 с.
2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер.с фр. – М.: МЦНМО, 2001. – 127 с.
3. Аханов Б.А., Карамзин Н.А. Основа научных исследований. – Алма-Ата: Мектел, 1989. – 137 с.
4. Арсенова С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1990. – 215 с.
5. Гарунов М.Г. О педагогической системе подготовки студентов к научно-творческой деятельности на основе интеграции образования, науки и производства // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. – М.: НИИ ВШ, 1990. – С. 88 – 95.
6. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М.: Мысль, 1985. – 218 с.
7. Глушенко А.А. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста: Дис. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. – Таганрог, 1998. – 437 с.
8. Далингер В.А. Опыт работы математического факультета по подготовке педагогических кадров // Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. – № 6. – 2008. – М.: Изд-во Московский государственный университет печати, 2008. – С. 103 – 105.
9. Далингер В.А. Современная модель российского образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Актуальные проблемы модернизации российского образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября 2008 год, Тверь. – Тверь: Изд-во ТГТУ, 2008. – С. 62–65.
10. Далингер В.А. Подготовка учителя в условиях современной модели российского образования // Проблемы и перспективы развития математического и экономического образования: сборник статей: материалы III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Е.А. Кальт. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. – С. 13-19.
11. Далингер В.А. Подготовка бакалавров и магистров в педагогическом вузе в условиях компетентностной парадигмы образования // Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях кредитной технологии обучения: опыт, проблемы и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции, Кокшетау, 10-11 июня 2011г., посвященный 20-летию Независимости Республики Казахстан – Кокшетау: Изд-во КГУ им. Ш. Уалиханова, 2011. – С. 4-5.
12. Далингер В.А. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для системы образования // Альянс наук: вчений – вченому: матерiали VIII Мiжнар. наук.-практ. конф., 28-29 березня 2013 року: Том 3. Культурологiя, педагогiка та психологiя. – Днiпропетровськ: Изд-во Бiла К.О., 2013. – С. 21-25.
13. Далингер В.А. Формирование исследовательских компетенций у магистрантов профиля подготовки «Математическое образование» // Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «66 Герценовские чтения» / Под ред. В.В. Орлова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 26-30.
14. Далингер В. А. Недостатки и основные направления усовершенствования подготовки учителей математики в педагогических вузах // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6 (часть 4). – М.: Издательский дом «Академия естествознания». – С 822-827.
15. Забелина С. Б. Формирование исследовательской компетентности магистрантов математического образования (направление педагогическое образование): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 2015. – 26 с.
16. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
17. Загузов. Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. современные диссертационные исследования по педагогике: книга для эксперта. – М., 2003. – 120 с.
18. Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В.И. Андреева, Г. Мельхорн. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – 198 с.
19. Квиткина Л. Г. Влияние научно-исследовательской работы студентов на повышение качества подготовки специалистов: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ. наук. – М., 1977. – 180 с.
20. Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 108 с.
21. Кринецкий И.И. Основы научных исследований: учебное пособие для вузов. – Киев: Вища школа, 1981. – 208 с.
22. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. – М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2002. – 196 с.
23. Методические материалы по организации труда начинающих исследователей. – Новосибирск: Наука, 1969. – 58 с.
24. О стратегии научных исследований в системе высшей школы // Высшее образование в России. – 2001. – № 3. – С. 41 – 45.
25. Рванова А.С. Локальная аксиоматизация в профильном обучении геометрии: учебно-методическое пособие. – Петропавловск: Изд-во СКГУ им. М. Козыбаева, 2006. – 159 с.
26. Усачева И.В., Ильямов И.И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980. – 36 с.

Сегодня востребована подготовка «инновационного» специалиста, готового к преобразованиям в профессиональной деятельности, способного видеть проблемы практики и решать их, используя сформированные компетентности в области исследовательской деятельности.

Одной из ведущих целей в профессиональной подготовке учителя математики является формирование у обучающихся исследовательской компетентности.

Так как в настоящее время в высшей школе установлена двухуровневая система профессиональной подготовки учителя, в том числе и учителя математики (бакалавриат, магистратура), то мы в статье упор сделаем на вопросах формирования ориентировочной основы и опыта профессиональной деятельности исследовательского характера на магистерском уровне.

В настоящее время, в соответствии со стандартами третьего поколения, магистра надо готовить как исследователя для решения задач практики.

Основная образовательная программа подготовки магистрантов математического образования (ООП) сама уже содержит учебные дисциплины, направленные на формирование у обучающихся исследовательской компетентности – это дисциплина «Методология и методы научного исследования». Дисциплины ООП дают магистрантам знания, в структуре которых весомую часть занимают знания с исследовательским и творческим компонентами.

Следует подготовить магистранта к умению интерпретировать новейшие явления в теории и практике, быть компетентным в методах теоретических и прикладных исследований и уметь интерпретировать результаты проведенных исследований.

Исследовательская компетентность является не только целью но и средством развития личности.

В систему обучения магистрантов математического образования должны в комплексе включаться учебно-исследовательская, научно-исследовательская и научно-организационная деятельности.

Основываясь на исследованиях С.Б. Забелиной, Т.Е. Климовой, Н. В. Сычковой [15], выделим основные методические направления формирования исследовательской компетентности магистрантов математического образования:

а) реализация полилогической направленности содержания исследовательской деятельности (это направление обусловлено полилогичностью научно-исследовательского мышления);

б) моделирование исследований и реализация механизмов самостоятельной исследовательской деятельности (это направление связано с решением задачи вооружения магистрантов технологическими знаниями, привитие им умения самостоятельно добывать и преобразовывать знания);

в) применение рефлексивного подхода и создание личностно-созидательной системы исследовательского обучения (это направление обусловлено тем, что применение рефлексивного подхода способствует созданию личностно-созидательной системы исследовательского обучения).

Одним из средств формирования исследовательской компетентности магистров математического образования является работа по созданию элективных курсов для профильных математических классов, которые составляют вариативную часть профильного обучения. Элективные курсы позволяют в большей мере, чем базовые и профильные, построить процесс обучения с учетом способностей, склонностей и потребностей учащихся.

Известно, что одной из важнейших задач элективных курсов в условиях профильного обучения является знакомство учащихся со спецификой ведущих для выбранного обучающимся профиля видов деятельности, что будет способствовать профильному самоопределению школьников.

Сформированные у магистрантов компетентности по проектированию элективных курсов будут востребованы затем в профессиональной деятельности.

Магистрантам математического образования можно предложить работу по созданию элективных курсов по геометрии, основой которых служит идея локальной аксиоматизации. Эта идея исходит из того, что в школе невозможно полное знакомство учащихся с аксиоматическим построением курса геометрии. Построение какой-либо темы курса геометрии на основе локальной аксиоматизации предполагает не изучение готовой системы аксиом, а ее создание.

Г. Фройденталь отмечал, что в школе не нужно обучать готовой аксиоматике, но то, что «так высоко ценит настоящий математик, следует рассматривать в школе, – это процесс аксиоматизации».

Можно взять, например, разработку элективного курса «Локально дедуктивные теории трапеции». Подробный, обстоятельный разговор об этом читатель найдет в работе нашей бывшей аспирантки, а ныне кандидата педагогических наук, А. С. Рвановой [25].

В этой работе разработана методика организации деятельности учителя и учащихся по проектированию и реализации целевого и содержательного компонентов элективных курсов посредством локальной аксиоматизации, описаны организация и проведение элективных курсов.

О других проблемах подготовки магистров математического образования читатель найдет в наших работах [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МАГИСТРАНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 426-428;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9157 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674