Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Лаврова Е.В. 1
1 Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
В статье рассматриваются инновационные методы в системе обучения государственных и муниципальных служащих, обозначена роль непрерывного образования государственных и муниципальных служащих как одно из условий обеспечения национальной безопасности России. Выделены новые требования и задачи по подготовке специалистов, обладающих ключевыми когнитивными, личностными и социальными компетенциями; определены особенности непрерывного образования с целью соответствия профессионального уровня государственных и муниципальных служащих потребностям времени и характеру решаемых задач. Особо выделен метод case-study как разновидность методов активного обучения и принятия решений, рассмотрены его преимущества и недостатки, описан механизм встраивания метода case-study в учебный процесс. Выделены особенности методики преподавания, обозначены педагогические цели при использовании методов активного обучения и принятия решений.
государственная и муниципальная служба
инновационные методы обучения
компетентность
метод case-study
национальная безопасность
непрерывное образование
1. Авдийский В.И. Современные требования к подготовке специалистов новой формации как одно из условий обеспечения национальной безопасности России // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 2(19). – С. 15–20.
2. Киселев В.Д. Российские кейсы в жанре КЕЙКИС // Маркетинг услуг. – 2014. – № 1(37). – С. 22–47.
3. Клочкова Т.Н. Влияние непрерывного профессионального образования на повышение уровня развития государственных и муниципальных служащих // Власть. – 2010. – № 5. – С. 24–26.
4. Ковалева С.В., Жутаева Н.А., Строева Е.В. Институциональные аспекты формирования системы инновационного образования в России // Университетский вестник. – 2015. – № 2(16). – С. 69–70
5. Ковалева С.В. К вопросу об изменении образовательных потребностей при переходе к постиндустриальному обществу // Инновации: бизнес и образование: материалы научно-практической конференции, Смоленск, 18 июня 2010 г. – Смоленск: НОУ ВПО «Смоленский институт бизнеса и предпринимательства», 2010. – С. 100–102.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
7. Лаврова Е.В. Интерактивные формы и виды учебных занятий с использованием дистанционных технологий // Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт: материалы Международной научно-практической конференции. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2015. – С. 177–179.
8. Лаврова Е.В. Методика встраивания в учебный курс активных методов обучения (на примере метода case-study) // Материалы научно-практической конференции ученых МАДИ(ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, Москва-Луганск, 18–19 января 2006 г. – М.: МАДИ, 2006. – С. 75–79.
9. Лаврова Е.В. Основные направления инноваций в современном образовании: инновационные методы обучения // Инновации: бизнес и образование: материалы научно-практической конференции, Смоленск, 18 июня 2010 г. – Смоленск: НОУ ВПО «Смоленский институт бизнеса и предпринимательства», 2010. – С. 108–110.
10. Малышева В.В. Профессиональная компетентность государственных служащих и ее формирование в условиях непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – № 1. – С. 87–91.
11. Прохоренков П.А., Прохоренкова А.Т. Опыт разработки и внедрения информационной системы дистанционного обучения // Инновации: бизнес и образование: материалы научно-практической конференции, Смоленск, 21–22 ноября 2013 г. – Киров, 2014. – С. 206–211.
12. Прохоренков П.А. Развитие компетенций в системе высшего образования // Университетский вестник. – 2015. – № 2(16). – С. 83–85.
13. Шпекторенко И.В. Особенности принципов обучения в непрерывном образовании государственных служащих // Образование и общество. – 2006. – № 4. – С. 15–18.
14. Technigs with cases. James A. Errskine, Michiel R. Leenders, Louise A. Mauffette Leenders School of Business Administration. – The University of Western Ontario London, Canada, 1981. – 305 p.

Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6] обозначены стратегические направления поддержания высокого уровня национальной безопасности за счет системного решения задач перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития путем наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, что позволит задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния населения.

Формирование инновационной экономики предполагает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Важнейшим фактором формирования и развития инновационной составляющей системы образования российского общества, ее международного престижа как страны, обладающей высоким культурным и научно-технологическим потенциалом, является модернизация отечественной системы образования с акцентом на развитие инновационного образования. Причем следует учесть, что основной целью подобной системы образования становится не только формирование определенного уровня квалификации, но и раскрытие творческого потенциала, развитие интеллекта как инструмента сознания [4].

При этом развитие инновационного образования невозможно рассматривать вне связи с социально-экономическим положением России в современном мире. Концепция инновационного образования созвучна тем требованиям, которые предъявляются к экономике знаний. Эта концепция раскрывает проблематику активизации созидательного творческого потенциала сферы образования и развития ее инновационной способности [5].

Следовательно, на передний план выдвигаются новые требования и задачи по подготовке специалистов, обладающих ключевыми когнитивными, личностными и социальными компетенциями. При этом, сегодня, как никогда, возрастает роль образования государственных и муниципальных служащих, которое должно обеспечить подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем ответственности перед обществом с позиций социальной значимости принимаемых решений, готовых осваивать современные подходы в профессиональной деятельности.

Предпосылкой эффективной деятельности в современных социально-экономических условиях является соответствие профессионального уровня государственных и муниципальных служащих потребностям времени и характеру решаемых задач. На обеспечение этого должна направлена система подготовки государственных и муниципальных служащих.

Однако, если рассматривать систему высшего образования, то действующими в настоящее время критериями качества подготовки являются приобретенные студентами знания в соответствии с разделами (дидактическими единицами) государственного образовательного стандарта. Практическая подготовка студентов в лучшем случае осуществляется через выполнение практических заданий (расчетных заданий, курсовых работ, семинаров и практикумов). Предусмотренные в учебном плане практические занятия для студентов как дневной, так и заочной форм обучения чаще всего являются формальностью и мало влияют на приобретение необходимых компетенций [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что действующая система не может решить задачи подготовки специалиста с необходимым набором компетенций. А это означает, что для того, чтобы выпускник вуза смог профессионально выполнять свои обязанности, он должен «доучиваться». «Доучивание» может выражаться в стажировке, в прохождении лестницы должностей, начиная с самого низшего звена, в переподготовке по программам дополнительного профессионального образования и т.д. Даже хорошие знания полученные в вузе, хотя и облегчают и ускоряют процесс доведения специалиста до требуемого уровня, не гарантируют профессиональных навыков, требуемых на рабочих местах [12].

Достижение новых требований в подготовке государственных и муниципальных служащих возможно только в системе непрерывного образования. Причем непрерывное образование государственных и муниципальных служащих имеет определенные особенности [3, 10, 13]:

1) профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих являются важнейшими условиями их продвижения по службе, связаны с их оценкой и аттестацией;

2) государственный заказ на дополнительное профессиональное образование, конкурсные процедуры по исполнению государственного заказа, заключение государственных контрактов на обучение по образовательным программам (т.е. финансирование за счет средств государственного бюджета, индивидуальное самофинансирование ограничено);

3) дифференцированность образовательных программ и индивидуализация обучения;

4) изменение подходов к обучению: используются андрагогические методы обучения, т.е. методы, дающие наибольшую отдачу при обучении взрослых;

5) широкомасштабное использование дистанционных образовательных технологий.

Следует отметить, что независимо от того, как организовано непрерывное образование государственных и муниципальных служащих, основа и качество профильных знаний закладывается, безусловно, вузом [1]. Именно в вузе должно быть развито стремление к постоянному повышению своего образовательного уровня.

Задачей современной высшей школы становится раскрытие и предоставление возможностей для реализации творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Соответственно, раскрытие и становление потенциальных личностных способностей обучающихся, их творческих возможностей, должно стать «краеугольным камнем» в системе обучения и воспитания. При этом, решение вышеназванной задачи невозможно без пересмотра концепции организации учебно-познавательной деятельности и внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных методов обучения [9].

Отличительной особенностью инновационных методов обучения является, во-первых, то, что обучение должно проводиться в ситуациях, максимально приближенных к реальным, во-вторых, должно осуществляться не только обобщение знаний, но и наработка практических навыков, и, в-третьих, формироваться качественно новая мотивация обучения в эмоционально насыщенном процессе коллективного творчества (межролевое общение увеличивает разнообразие мотивов, а также стимулирует к совместному принятию решений).

Основными инновационными методами обучения являются: методы проблемного и проектного обучения, модульного обучения, игрового обучения, методы мозгового штурма и творческих совещаний, метод case-study, метод «обучения действием» и др.

Особо следует выделить метод case-study как разновидность методов активного обучения и принятия решений. Применение данного метода способствует эффективному анализу возникающих ситуаций, приобретению умений и навыков работать в одной команде, отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение и критику других, развивает активность обучаемых, дух состязательности и лидерские качества.

В целом кейс представляет следующие возможности [8, 14]:

1. Выявлять, формулировать и разрешать проблемы с позиции управленца («обучение действием»).

2. Глубже понять и применять управленческие концепции (особенно через серию или цикл кейсов).

3. Сопоставить и сравнить различные подходы и выработать определенную типологию.

4. Осмыслить проблемы и факты, используя имеющийся опыт, видения и суждения (обменяться мнениями и опытом с другими).

5. Развить свои аналитические способности.

6. Повысить свою мотивированность к участию и развить коммуникационные навыки и умения, то есть научиться отстаивать свою точку зрения, приводить уместные аргументы, убеждать других.

7. Продвигать знание актуальных проблем в сфере государственного и муниципального управления.

Преимущества метода case-study в том, что данный метод позволяет решать следующие задачи:

– разрабатывать и принимать управленческие решения в условиях неопределенности;

– овладеть умениями и навыками исследователя;

– разрабатывать программу действий, ориентированных на конкретный результат;

– применять полученные теоретические знания в решении практических задач;

– учитывать различные точки зрения при принятии управленческих решений.

Работа студентов (слушателей) начинается со знакомства с кейс-ситуацией. Студенты (слушатели) самостоятельно в течение 10–15 минут анализируют содержание кейс-ситуации, выписывая при этом необходимую информацию. В результате у каждого студента (слушателя) должно сложиться целостное впечатление о содержании кейс-ситуации.

Знакомство с кейс-ситуацией завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу дальнейшей работы.

Затем происходит формирование рабочих подгрупп – команд. При использовании метода case-study ставится цель максимально активизировать каждого студента (слушателя) и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3–5 человек. Чем меньше участников в подгруппе, тем следует ожидать большей вовлеченности каждого студента (слушателя) в работу над кейс-ситуацией. При этом, повышается персональная ответственность за результат.

Команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, то на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы (команды), распределение вопросов между участниками и ответственности за принимаемые решения. После завершения работы модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы (команды). Для представления результатов рекомендуется подготовить презентацию в виде выводов (текст, графики, таблицы).

Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика. Обсуждение заканчивается подведением итогов преподавателем.

Следует отметить, что качество самой кейс-ситуации, ее анализа и уровень вовлеченности студента в обсуждение играют ключевую роль в успешном применении метода case-study.

К настоящему времени не сложилось единого подхода к разработке кейс-ситуаций. Каждая научная школа генерирует свое понимание данного феномена. Интересен подход В.Д. Киселева [2], предлагающего инструмент КЕЙКИС (аббревиатура key integrated information system – ключевая комплексная информационная система), позволяющий оценивать корректность информации, определять неполноту, «зашумленность», предвзятость сведений, на основании которых необходимо принимать адекватные управленческие решения. КЕЙКИС – это новый исследовательский жанр, инструментальное оснащение процесса принятия решений в сложных и слабо формализованных ситуациях.

Инновационные методы обучения могут реализовываться как в традиционной форме, так и с применением дистанционных технологий обучения с использованием электронных учебно-методических комплексов, электронных форм обратной связи в on-line и off-line режимах [7, 8, 11]; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода; проектно-организационных технологий; командной работе при решении практически-прикладных задач и т.п.

Популярность концепции развивающего, личностно ориентированного, контекстного и модульного обучения, а также все большее распространение интерактивных форм обучения подводит к необходимости пересмотра содержания педагогической деятельности и новым функциям современного преподавателя. Применение современных информационных и педагогических технологий способствует изменению, причем радикальному, роли преподавателя – он становится не только носителем знаний, но и инициатором творческой работы обучающихся, способствует самостоятельному выбору обучающимися критериев и методов принятия решений.

Центральный момент инновационных методов обучения – изменение акцентов в методике преподавания, уделение внимания методам работы, направленным на стимулирование ответственности и активности обучающихся. Это смещение акцентов с односторонней активности преподавателя на самостоятельное обучение, ответственность и активность обучающихся, является основой всех преобразований, в том числе направленных на развитие ключевых компетенций [7]. При этом, педагогические цели можно разделить на дидактические (закрепление системы знаний по предметной области; выработка умений, в том числе связанных с применением современных информационных технологий; овладение навыками межролевого общения и принятия совместных решений) и воспитательные (развитие творческого мышления, мотивации к практическому использованию полученных знаний, умений и навыков; раскрытие индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия; преодоление психологических барьеров в отношении к формам и методам активного обучения).

Однако, несистематизированное применение разнообразных инновационных методов обучения как попытки отхода от единого шаблона в образовательном процессе может стать причиной того, что студенты, вовлеченные в инновационные формы обучения, не смогут понять суть проблем, которые необходимо раскрыть в процессе занятий. Поэтому инновационные методы обучения не следует возводить в ранг самоцели, поскольку они, прежде всего, являются инструментами для решения образовательных задач – достижения высокого качества подготовки специалистов. Каждый метод должен учитывать специфику конкретного учебного курса. Навязывание преподавателю современных методик обучения не всегда может принести ожидаемый результат, поскольку инновационное развитие – это не только непосредственно сами инновации, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для их внедрения. Следовательно, не вызывает сомнения актуальность системы инновационно-образовательного менеджмента, которая бы создавала в вузе условия для мотивированной инновационно-образовательной деятельности преподавателей и инновационного характера обучения государственных и муниципальных служащих.


Библиографическая ссылка

Лаврова Е.В. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 64-68;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9433 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674