Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аверкина Т.О. 1 Мороз В.А. 1
1 МАОУ ВПО « Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Аристотель. Политика. – М.; Л., 1893.
2. Боулдинг, Э. Роль женщины: от прошлого к настоящему. – М., 2001.
3. Вейнингер, О. Пол и характер. Принципиальное исследование. – М., 1992.
4. Здравомыслова, О. Статус и карьера женщины в современных условиях. – М., 2000.
5. Зуйкова, Е.М., Ерусланова, Р.И. Феминология: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
6. Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии. — СПб.: Питер, 2003.
7. Платон. Соч. Т.3. Ч.1. – М., 1971.
8. Проблемы статусно-рлевой позиции современной женщины - гендерные стереотипы: материалы авторского социологического исследования. – Астрахань, 2011.
9. Пронин, А.А. Положение женщин в современной России: общая характеристика. – М., 2000.

В связи с тем, что социальная роль женщины в современном обществе за последние десятилетия претерпевает радикальные изменения, естественно, меняются статусы представительниц слабого пола. Так, психологи-современники склонны рассматривать следующие основные категории женщин: лидеры, карьеристки, домохозяйки, обладательницы свободных профессий.

Положение женщины в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли. В истории, философии, естественных науках, религии нередко высказывались совершенно противоположные мнения, по-разному решалась эта проблема. Особенно много противоречивых высказываний о роли женщины в обществе и семье можно найти в религии. Например, 1400 лет тому назад Маконский церковный собор официально рассматривал вопрос: «Есть ли у женщины душа?» Почти половина присутствующих представителей духовенства ответили на этот вопрос отрицательно. Собор христианской церкви, перевесом лишь в один голос, все же пришел к заключению, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки имеется какое-то подобие души. Подобный взгляд есть результат того, что на протяжении тысячелетий женщине не давали возможности проявить свой интеллект. Постоянно обсуждался вопрос об истинной человеческой ценности ее как члена общества, как объекта интимных отношений. Женщину превратили в рабыню своего господина. Её уделом становится рождение детей и удовлетворение всех прихотей мужчины [5].

В Средневековье усиливается традиционное презрение к женщине. Считается, что отношения со «слабым полом» – страшное грехопадение.

Об истинной ценности женщины как члена общества, имеющего равные права с мужчиной, казалось бы, должны были вспомнить в эпоху Ренессанса. Однако все ограничилось лишь тем, что женщина стала объектом эстетического поклонения, сохраняя при этом свое подчиненное положение. Даже Ж.Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить от него все, даже несправедливость.

Эпоха капитализма характеризуется наличием множества течений, точек зрения на место и роль женщины в обществе. Наполеон Бонапарт призывал к улучшению женского воспитания. Однако уделом женщин считал только рождение детей.

Буржуазное общество породило множество псевдотеорий о мнимой неполноценности женщин. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Вейнингер и др. утверждали, что природа одарила женщину лишь притворством, лживостью, склонностью к изменам, неблагодарностью. «Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать красивым только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины... Женщина по своей натуре обречена на повиновение, ей нужен господин... самые блестящие представительницы этого пола никогда не производили... ничего истинно великого и самобытного» [10]. Эти слова Шопенгауэра отражали эпоху мужского права, тирании, а также и индивидуальные особенности автора.

По мнению О. Вейнингера, гениальность совершенно недосягаема для женщины. Она лишена «оригинальности сознания: последнее она заимствует от своего мужа. Она живет бессознательно, муж — сознательно...» [3]. Женщина лишена логики: «Истинно женское существо не знает ни логического, ни нравственного императива».

Платон предполагал, что в будущем идеальном государстве оба пола должны будут освоить одни и те же занятия и ремесла. Женщинам наравне с мужчинами придется участвовать в войне, в силу чего они должны овладеть воинскими навыками [7]. Но, вместе с тем, Платон писал: «Насколько женская природа по своему достоинству хуже нашей, мужской, настолько же она превосходит нас своей многочисленностью». По его мнению, женщина, наделенная множеством недостатков, служит средством достижения мужского счастья на Земле. Подобную же точку зрения высказывает и древнегреческий философ Аристотель. Он говорил, что женщина способна мыслить, но в крайне «слабой степени». Ее подчиненная роль в семье объясняется, якобы, недостаточным развитием женщины [1].

Н.Г. Чернышевского возмущало, что женщина занимает недостойное место в семье и обществе. По его мнению, женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у нее и средства, и стремление к развитию.

Вряд ли имело бы место столь негативное отношение к женщине, если бы общество на всех этапах своего развития было цивилизованным. То, что нет неполноценной женщины, как и неполноценного мужчины, говорит наука [5].

В современном обществе, постоянно претерпевающем изменения в сфере социума и культуры, «женский вопрос» чрезвычайно актуализировался: положение женщины все более зависит от ситуации в обществе, от того, как быстро и успешно идет социально-культурная реформа и реформа правовых аспектов жизни, развитие светских начал внутри института семьи.

Современные тенденции социально-культурного развития общества, характеризующиеся глобальностью и социальной насыщенностью, динамичностью и самое главное – формированием нового, отвечающего запросам общества статуса женщины, предоставили возможность иначе оценить её роль в обществе. Семья - институт чрезвычайно консервативный, изменений в нем происходит сравнительно мало. Главным изменением, которое произошло в российской семье за последнее время, по словам О. Здравомысловой, является позиция женщины. Ее все возрастающую общественную и профессиональную активность называют иногда «тихой революцией XXI века». В России сейчас особое значение приобрела ценность социального успеха. Значительно возрастает количество женщин, которые сознательно хотят добиться успеха в обществе и личного успеха. Но при этом ни они сами, ни будущие их партнеры пока не готовы принять, что жена будет слишком много времени уделять не просто работе, а своему карьерному росту и публичной роли в обществе [4]. 

Женщинам становятся неинтересны традиционные сюжеты: выйти за состоятельного человека и иметь полный комфорт. Преобладают женщины, которые хотят быть организаторами своей жизни, с очень высокой ценностью личной независимости. Они не готовы жертвовать своими достижениями ради семьи. Но при этом страдают от одиночества. Это основное противоречие женщин молодого поколения. Женщины стремятся получить высшее образование, реализоваться. А если некоторые и хотят быть домохозяйками, то не на всю жизнь, а лишь на время воспитания маленьких детей. Женщины, относящиеся к среднему классу или близкие к нему, сначала получают образование, стараются встать на ноги и только потом решаются строить семью. Часто у них бывают так называемые пробные браки. Такой брак превращается в постоянный или распадается. Женщины, покинув веками принадлежавшее им место у семейного очага, вышли на арену общественной жизни и заявили о себе как о самостоятельной силе современной цивилизации [9].

Особо стоит отметить, что сегодня женщина не может позволить себе ограничиться лишь одной социальной ролью, будь то мама или бизнес-леди. Наиболее приемлемо сочетание ряда статусных позиций, ролей как на уровне института семьи, отношений внутри семьи, так и внутри общества как макроинститута. Современная женщина стремится гармонично сочетать и успешно реализовывать те социальные роли, которые для неё важны и интересны. Усилилась гендерная асимметрия рынка труда, восходящая социальная мобильность стала уделом многих современных женщин. В связи с этим произошла переоценка ценности семьи как социального института, важности её проблем, а также потребностей, которые необходимо и целесообразно удовлетворять в семье. Таким образом, статусно-ролевые позиции женщины меняются не только под воздействием внешних  социально обусловленных условий, но и в силу внутренних процессов своего развития [8]. 

Исследование проводилось на базе Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования. Респондентами явились студентки 2 курса специальности «Сестринское дело» (бакалавриат) и специальности «Клиническая психология» (специалитет). Возрастной ценз респондентов: 18 – 20 лет.

Результаты исследования по методике «Кто я?» показали, что каждая студентка выбирает или уже выбрала свою индивидуальную жизненную позицию.

Социальные роли были распределены следующим образом: 1) гендерные роли, включающие семейный статус личности: дочь - 60%, девушка – 53,3%, будущая мать - 20%, сестра - 20%, внучка - 6.6%, тетя - 6.6%, желанный ребенок – 6,6%; 2) профессиональные роли: будущий медработник – 13,3%, танцор – 13,3%, повар – 6,6%, будущий психолог –13,3%, актриса – 6,6%; 3) другие социальные роли: студентка – 80%, личность – 66,6%,    человек –100%, друг - 60%, староста – 6,6%,      соседка – 6,6%,       индивид – 13,3%. Индивидуализированные характеристики: определения, раскрывающие особенности и качества личности:     красотка – 26,6%, мыслитель -13,3%), умничка - 20%, слушатель – 6,6%, брюнетка – 6,6%, активистка, меланхолик, добрая, хорошая – по 6,6%.; метафорические определения: я – это я – 26,6%, никто – 13,3%,      надежда, лист бумаги, солнышко – по 6,6%.

Таким образом, отмечается количественное преобладание социальных характеристик над индивидуальными, причём первые позиции в ответах занимали гендерные роли, которые относятся к типу предписанных ролей.

На уровне культуры гендерные роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности.

Исследование фемининных и маскулинных качеств по методике С. Бем показало существенные различия проявления данных качеств в двух группах респондентов: у бакалавров андрогинность проявлена в 80% случаев, фемининность – в 13,3%, андрогинность – 6,6%; среди клинических психологов андрогинов – 6,6%, фемининность выражена у 66,6% студентов, маскулинность - у 26,6%.

Феминностъ, как можно заметить, наиболее выражена у студентов специальности «Клиническая психология», что говорит о наличии покорности, мягкости, исключения насилия. Но и маскулинность тоже проявляется больше у клинических психологов, сигнализируя о силе и агрессии, присущих данной группе респондентов. Для студенток с ярко выраженными фемининными качествами характерны доброта, мягкость, гуманность, демократизм, уступчивость, чувствительность, застенчивость. Они ближе к природе, отрицательно относятся к насилию, более остро переживают грубость, несправедливость, более отзывчивы к чужим переживаниям; легче поддаются воспитанию, адаптации, менее требовательны к новаторству, более четко определяет свое отношение к семье. Однако они не лишены и негативных качеств, среди которых забывчивость, несдержанность, истеричность, нервозность, ярко выраженное состояние депрессии, вспыльчивость, болтливость и др.

Студентки с маскулинными чертами независимы, находчивы, сообразительны, напористы, склонны к риску, изобретательны, умеют адаптироваться к новым условиям, активны в психической деятельности, проявляющейся в стремлении к самоутверждению и самовыражению, их мышление более абстрактно, они в основном ориентируются на работу, учёбу, а не на семью. К негативным чертам следует отнести агрессивность, авантюризм, сарказм, неспособность проявлять эмоции.

Андрогинность, свойственная бакалаврам, проявляется в сочетании психологической маскулинности и фемининности. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. Бакалаврам в большей мере свойственна ситуативная гибкость, высокое самоуважение, мотивация к достижениям, субъективное ощущение благополучия. Мы согласимся С.Бем в том, что андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает возможность построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими гендеру.

Современной женщине приходится делать выбор, кем быть: матерью, хранительницей очага, любящей женой или великой начальницей. Неотъемлемой частью её жизни является то, что женщина должна всегда оставаться женщиной. Она не может быть счастливой, здоровой и успешной, если живет по мужским принципам, пытается быть лидером, все контролировать, руководить, проявлять жесткость или ставит приоритеты на карьеру. Когда она это делает, она теряет много женской энергии и у нее пропадают все шансы иметь гармоничную личную жизнь.

Проведённые исследования определяют, что современной девушке важно чётко осознавать свою роль в обществе и следовать ей. Соответственно, в вузе необходимо создать для этого условия, которые помогут студенткам гармонично сочетать и успешно реализовать те социальные роли, которые им важны и интересны.


Библиографическая ссылка

Аверкина Т.О., Мороз В.А. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 765-769;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9462 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674