Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ

Антюшина Т.Ю. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2002.
2. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2009.
3. Журавлев, А.Л. Социальная психология. - М., 2002.

Актуальность данной статьи определяется зависимостью и влиянием межличностных отношений студентов на развитие карьерных устремлений. В настоящее время все чащевозрастают требования к профессиональной подготовке выпускников вузов. От них требуется не только высокий уровень компетентности в избранной профессиональной деятельности, но и личностные качества, которые помогают настойчиво преодолевать возникающие препятствия, легко адаптироваться к новой среде, ставить перед собой реальные карьерные цели.

Объект исследования: межличностные отношения студентов вуза.

Предмет исследования: влияние межличностных отношений студентов на развитие карьерных устремлений.

Цель исследования: изучить возможности развития карьерных устремлений студентов на основе усовершенствования качества их межличностных отношений.

Гипотеза исследования: расширяя сферу межличностного взаимодействия студентов в вузе, можно создать условия, благоприятные для обогащения и конкретизации их карьерных устремлений.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность [4].

Характер и качество межличностных отношений определяет личное, социальное благополучие, здоровье человека, его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью [3].

Межличностные отношения студентов, складывающиеся в вузе при взаимодействии с сокурсниками и преподавателями, могут выступать в качестве детерминантов развития карьерных устремлений. Межличностные отношения создают благоприятную основу для расширения профессиональных представлений студентов, выработки у них ценностных позиций в сфере будущей профессии и формирования готовности к достижению успеха в будущей карьере [2].

Психологическую сущность феномена карьеры современные исследователи раскрывают в широком и узком смысле слова.

В самой широкой смысловой интерпретации карьера обычно обозначается в качестве общей последовательности этапов развития человека в основных сферах его жизни (семейной, трудовой, досуговой), ведущих к достижению им положения, позволяющего наиболее полно удовлетворить свои потребности. В личностном измерении карьера является способом более полной самореализации человека в условиях соответствующей деятельности посредством удов­летворения собственных потребностей, интересов и притязаний.

Для описания процессуального характера карьеры в литературе достаточно часто применяются такие понятия как рост, движение, переход, что отражает процесс продвижения человека в некотором заданном направлении. Воплощением трудовой карьеры в таком понимании выступает обретение ее субъектом высокого профессионализма, а также достижение им признанного окружающими высокого профессионального статуса [1].

Карьерные устремления студентов вуза представляют собой сложное динамическое образование, объединяющее в себе карьерные ориентации, обладающие различной востребованностью. Наиболее востребованные карьерные ориентации типа «профессиональная компетентность», «стабильность» и «вызов» являются следствием влияния присущих студентам возрастных особенностей и особенностей современной социально-эконо­мической ситуации в стране.

В качестве экспериментальной выборки в исследовании выступила группа студентов численностью 30 человек, обучающихся в вузах г. Краснодара.

С помощью методики Дж.Б. Роттера «Шкала межличностного доверия» мы определили уровень доверия студентов.

У 80% студентов (24 чел.) полученные результаты варьируются в границах от 95 до 125 баллов, что говорит о высоком уровне доверия, у 20% (6 чел.) – от 60 до 80 баллов – средний уровень доверия. По результатам данной методики, абсолютного недоверия не было выявлено.

Высокий уровень межличностного доверия показывает выраженную направленность личности на открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.

Опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) направлен на диагностику ценностных ориентацией в карьере. Результаты проведенного исследования представлены в форме таблицы и анализа полученных результатов.

Таблица 1

Ценностные ориентации в карьере

Ценностные ориентации

Средняя сумма баллов,

max=50 б.

1.

Профессиональная компетентность

50

2.

Менеджмент

30

3.

Автономия (независимость)

35

4.

Стабильность работы

50

5.

Стабильность места жительства

25

6.

Служение

22

7.

Вызов

50

8.

Интеграция стилей жизни

25

9.

Предпринимательство

20

Исходя из данных таблицы, наиболее приоритетными для современных студентов выступают карьерные ориентации типа «Профессиональная компетентность», «Стабильность работы» и «Вызов». Ориентируясь на профессиональную компетентность, студенты стремятся продвинуться на карьерном поприще за счет достижения более высоких профессиональных умений и навыков и их признания среди окружающих на уровне мастерства, превосходства над другими по качеству деятельности или оказываемых услуг. Сегодня важно, чтобы еще в стенах вузов у студентов были сформированы четкие карьерные устремления, позволяющие им наметить свой жизненный путь после завершения обучения в высшем учебном заведении. Имея четкий жизненный план в отношении своего дальнейшего карьерного продвижения, каждый человек может уверенно чувствовать себя в дне настоящем и предпринимать необходимые меры по обеспечению успеха дня завтрашнего.


Библиографическая ссылка

Антюшина Т.Ю. ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 776-778;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9466 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674