Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дробышева О.М. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1.Дробышева О.М. Формирование профессиональной готовности студентов к оказанию эффективной медицинской помощи в условиях ЧС / О.М. Дробышева, В.И. Дробышев, С.Н. Линченко, В.М. Бондина, В.П. Адрианопольский // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 118-122.
2. Дробышева О.М. Оценка повышения стрессоустойчивости студентов / О.М. Дробышева, В.Г Абушкевич // Научные труды SWorld. 2010. Т. 22. № 4. С. 79A-80.
3. Дробышева О.М. Проблемное обучение на кафедре естественнонаучных и фундаментальных дисциплин / В.В. Литвинова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 122-124.
4. Картавых, М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-метод. пособие / М.А. Картавых. – Н. Новгород, 2011. – 110 с.

Безопасность жизнедеятельности является составной частью системы государственных, социальных и обо­рон­­ных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, ка­таст­роф, стихий­ных бедствий, средств по­ражения про­тивника.

Опыт работы медицинской служ­бы гражданской обороны еще раз под­твердил, что оказание медицинской по­мо­щи пострадавшим при ЧС имеет свою ярко выраженную специфику. В связи с этим повысились требования к уровню подготовки выпускников меди­цинских вузов, прежде всего, в части прак­тических умений и навыков, позволяю­щих самостоятельно эффек­тив­­но оказы­вать помощь.

Даже высококвалифицированные специалисты узкого профиля, незна­комые с особенностями организации и оказания медицинской помощи в условиях дефицита времени, огра­ни­чен­ных диагностических и лечебных воз­мож­ностей, не смогут оказать адек­ват­ную помощь большому числу пострадавших. Принимая во внимание, что для ликвидации последствий ЧС привлекаются все медицинские силы региона и более 20% погибших могли быть спасены при своевременно и квалифицированно оказанной медицин­ской помощи, целесообразно введение в обучение организационным вопросам оказания помощи учащихся и студентов всех средних и высших медицинских учебных заведений. Цель, достигаемая при обучении студентов по дисциплине «Безопасность жизнедея­тельности», про­во­димой в рамках учебной програм­мы в нашем учебном заведении – ознакомить студентов с основами дея­тель­ности медицинской службы граждан­ской обо­роны России, сфор­мировать целост­ную систему взгля­дов на ее организацию, помочь им в освоении материала данной дис­циплины, а также избежать ошибок при организации медицинского обеспе­чения населения в условиях чрез­вычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени [1].

В требованиях Федерального государственного образовательного стан­­дарта высшего профессионального об­разо­вания по направлению подго­товки 060501 «Сестринское дело» (квалифи­кация «бакалавр») в на­стоящий момент настойчиво звучит необходимость ис­поль­зования интерак­тивных методов обучения при пре­подавании дисциплины «Безопас­ность жизнедеятельности» (БЖД). При препо­давании дисциплины «Безопас­ность жизнедеятельности» на кафедре естест­веннонаучных и фун­дамен­таль­ных дисциплин в ходе занятий активно сочетают проблемную и другие, в частности, информационно-комму­ни­кативную, витальную техноло­гии, с традиционной подачей материала [4]. Одной из форм интерактивного обу­чения, использован­ных в ходе занятий, стало проведение мастер-класса. Суть интерактивного обучения прекрасно сфор­мулирована в одной китайская притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».

Надо сказать, что многие бакалавры-выпускники медицинских вузов не полностью готовы к прак­тической работе в условиях чрезвы­чайных ситуаций, и в связи с этим не способны оказать первую помощь на месте поражения с помощью под­ручных или табельных средств, не говоря уже об организации и оказании помощи на этапах медицинской эвакуации.

Современные студенты испытыва­ют высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Это часто приводит к отрицательному отношению к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятель­ности, что выражается в нару­шении эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности лич­ности студента [6]. Формирование стрессоустойчивости в учебной дея­тель­­ности студентов является мало­изученной проблемой [5]. Имеется большое коли­чество различных спо­собов повышения стрессоустойчивости.

Цель: повышение качества подго­товки студентов по дисциплине «Без­опас­ность жизнедеятельности, меди­цина катастроф».

Материал и методы: Для повы­шения качества знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизне­дея­тель­ности, медицина катастроф» на кафе­дре используются мастер-классы с элементами ситуационного анализа по теме «Организация и проведение специальной обработки в очаге и на этапах медицинской эвакуации». Для этого на занятии используются обще­войсковые защитные комплекты (ОЗК), противогазы, носилки, средства для проведения дегазации и дезактивации, приборы химической и радиационной разведки, необходимые для индикации и обезвреживания подействовавшего вещества.

Преподаватель объясняет порядок проведения специальной обработки при конкретных ситуациях, студенты отраба­тывают действия. Такие занятия явля­ются обязательными при обучении студентов. Таким образом, суть интер­активного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Педагог заранее готовит необходимые задания, формулирует темы и вопросы для обсуждения, контролирует дискус­сию. Подробно разбирается медико-тактическая харак­те­ристика поражающих факторов совре­­менных видов оружия, методики расчета санитарных потерь, большое внимание уделено вопросам органи­зации коллек­тивной защиты насе­ления и его меди­цинского обеспечения, особый акцент поставлен на органи­зации работ форми­рований МС ГО при ведении спасатель­ных работ в очагах поражения [1].

После обмена знаниями и идеями, освоения навыков в условиях взаимо­помощи, без резких «выпадов» в адрес друг друга, в духе конструктивного диалога, для студентов моделируется чрезвычайная ситуация. Итогом такого занятия должно быть нахождение общего пути решения проблемы и приобретение новых знаний. Наиболее важным итогом такого интерактивного обучения ста­новится усиление междис­циплинар­ных связей в обучении, комплексных подход в изучении явле­ний и закономерностей, повышение эрудиции обучаемых.

Результаты и обсуждение: В ходе применения сочетания этих технологий наблюдалась более высокая мотивация студентов к обучению на кафедре, проявлявшаяся более активной работой на занятиях, желанием выполнять, и, соответственно, достижение отличных показателей по существующим норма­тивам оказания помощи, использования средств защиты. Студенты активно использовали в подготовке к занятиям и в ходе занятий для уточнения недос­тающей информации электронные ре­сурсы. Уверенное освоение практи­ческих навыков, получаемых на практи­чес­ком занятии, способствовало изме­не­нию мотивации студентов в отно­шении совершенствования навы­ков - 30% студентов проявляли само­стоя­тельную активность в их освое­нии. 25% студентов могли без­оши­бочно выпол­нить практические навыки, в ходе отработки модели­руемой ситуа­ции, при различных вариантах сочета­ния набора практичес­ких навы­ков.

А ведь в случае чрезвычайных ситуаций предполагается выполнение в ограниченное время достаточно боль­шого объема различных мероприятий по оказанию медицинской помощи подруч­ными средствами, а также слаженную работу в команде. Поэтому пассивность студентов чревата в их работе в условиях ЧС большим коли­чеством неправильно принятых реше­ний и, соответственно, ошибок в оказа­нии помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации, увеличением санитарных потерь и различного вида осложнений.

Заключение:

Таким образом, работа в группах с использованием специаль­ного оборудо­вания и оснащения, поз­во­ляющая отра­батывать навыки в условиях прибли­женным к «боевым» должна быть важным компонентом оценки качества подготовки студентов в ходе занятий по безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, необходим более качественный подход к морально-психологической составляющей данной подготовки, так как совершенствование навыков работы в средствах защиты снижает влияние на психологическое состояние студентов таких негативных процессов как ограничение полей зрения, скованность движений, пере­гре­вание.

Также отрабатываются практичес­кие навыки с использованием приборов химической и радиационной разведки, стандартных средств дегазации и дезактивации, необходимые для инди­ка­ции и обезвреживания подей­ство­вавшего вещества. Для оп- тимизации решения задачи разработан стан­дартный бланк. Таким образом, в ходе практического занятия у студентов формируется комп­лексное представ­ление об изучаемой чрезвычайной ситуации. Отрабаты-ваются практичес­кие и органи-за-ционные навыки оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций в г. Краснодаре и Крас-нодарском крае. Знания, получаемые студентами, явля­ются базовыми в системе подготовки медицинских работников-организато­ров, они необ-ходимы для дальнейшего успеш­ного освоения особенностей ме­дико-санитарного обес­пе­чения населе­ния в чрезвычайных ситуациях техно­генного и природного характера, правильного понимания медико-так­тической харак­терис­тики различных катастроф, способ­ствуют лучшему восприятию материала по организации медицинской службы гражданской обороны в военное время. Реализация на практике процесса активизации для развития способностей студентов к оказанию помощи в условия чрез­вычайных ситуаций осуществимо с помощью педагогической технологии, разрабатываемой в Военном учебном центре Кубанского государственного аграрного университета, а также инновационных технологий, используе­мых в процессе обучения на кафедре естественно-научных и фундамен­тальных дисциплин [4]. Формирование, развитие и проявление профессиональ­ной направленности студентов на эффективную деятельность во время ЧС (ПНвЧС) является многоаспектным и многоуровневым в системе обучения студента-медика, и перекликается по многим вопросам с процессом под­готовки воина-контрактника, осу­щест­вляе­мой Учебным военным центром ВПО ФГБОУ КубГАУ. Личность меди­цинского работника в системе МСГО формируется не только в период профессиональной подготовки, но и в практике непосредственного взаимо­дей­­ствия с командным составом МСГО, с сотрудниками МСГО, в ходе общения с друзьями и товарищами, в различных формальных и неформальных объеди­не­ниях, под влиянием многих некон­троли­руемых и слабо контролиру­е­мых фак­торов и условий. По точному выражению Л.С.Выготского, для форми­рования и развития личности очень значимой оказывается «соци­альная ситуация развития». Именно поэтому даже на начальных этапах профессионального самоопределения, становления и раз­вития личности подчас приходится не только и даже не столько заниматься формированием и развитием ПНвЧС студента-медика, сколько осуществлять перестройку и переконструирование мотивов, лежа­щих в основе его ПНвЧС. Сказанное справедливо не только для начинающих студентов-медиков, но и для медицинских работников, имеющих определенный стаж и опыт оказания помощи в ЧС. П. А. Корчемный [2], А. Г. Маклаков [3], и др. полагают, что задача органов военного управления, управ­ления Материалы конференции 121 Международный журнал экспе­римен­таль­ного образования №10, 2014 МСГО, преподавателей БЖД и ОБЖ, вос-питателей, психологов в таких и аналогичных им случаях заключается в оказании студенту-медику, работ­никам службы МСГО необходимой психо­лого-педагогической помощи, состоя­щей в проведении соответ­ствующей развиваю­щей, коррекцион­ной, а при надобности и реабили­тационной работы. Не может остаться в стороне от этой работы и сам медицинский работник. Он должен занять по отношению к себе активную жизнен­ную позицию и освоить приемы саморазвития, самокоррекции и само­реализации. Проведение психологичес­кой диагностики, получение соот­ветствующих психодиагностических данных в практической психологии важны не сами по себе, они необходимы для разработки эффектив­ных общих и дифференциально-психо-логических средств и психо­технологий активного развиваю­щего и преобра­зующего (коррек­ционного и реабили­тационного) воздействия на личность. Именно в своем единстве, в совокупном при-менении психо-диагностические, раз-вивающие и преоб­разующие сред­ства и психотех­нологии позволяют осу-ществить рацио­нальное планиро­вание, организацию и прове­дение на этой основе целенап­равленного, диф­ферен­цированного, ин­диви­дуального, а значит, и подлинно личностного подхода к активизации, коррекции и развитию военно-про­фессиональной направ-ленности воина-контрактника. Анализ психоло­гичес­кой литературы сви-детельствует о том, что разработка средств активного воздей­ствия на личность является одним из актуальных направлений отечествен­ных и зару­бежных практико-ориен­тиро­­ван­ных психологических исследо­ваний и инновационных психотехно­логий в современной психологической науке. Ю.А. Кореляков выделяет два наи­более существенных требования, которым должны удовлетворять такого рода средства: 1) это преодоление домини­рования фронтальных форм работы и по возможности более полный учет различных аспектов индивиду­альности личности; 2) это отказ от манипуля­тивного стиля, директивности рекомен­даций и максимальный учет резервов саморегуляции, самоорганиза­ции и самоуправления личности. К. Холл, Г. Линдсей полагают, что реализация данных требований в практику означает учет такого фундаментального лич-ностного качества, которое в современных теоретических и экспе-римен­таль­ных психологических иссле-дованиях лич­ности обозначают терми-ном «самость». Именно эти требования стали определяющими в модифици-рованной программе «Сам себе пси-холог», нацеленной на активизацию, кор­рекцию и развитие ПНвЧС лич­ности студента-медика. Педагогическое прог­но­зирование в данном случае заключается в предсказании ближних и дальних психо­лого-педагогических ре­зультатов адапта­ции и становления студентов-медиков, совершенствовании их профес­сиона­лизма в условиях ЧС. Педаго­гические решения направлены на выбор оптимальных способов индиви­дуального и коллективного влияния на личностные качества студентов-медиков. Организа­ция ис­пол­нения этих решений связана с реализацией учебно-боевых и воспи­тательных планов, программ и педагогических решений [1,6].

После аутогенной тренировки количество студентов-юношей с вы­соким, умеренным и низким уровнями стрессоустойчивости осталось преж­ним. У студентов-юношей с высо­ким уровнем стрессоустойчивости, как прошедших курс аутогенной трениров­ки, так и не проходивших его, перед итоговым занятием (действием стрес­сорного раздражителя) индекс регу­ляторно-адаптивного статуса, диа­па­зон синхрони­зации, длительность развития синхро­низа­ции на минималь­ной гра­нице диапазона достоверно не изме­нялись (табл. 4). У студентов-юношей с умеренным уровнем стрессо­устой­чи­вос­ти, прошедших ауто­генную трени­ровку перед итого­вым занятием, индекс регуля­торно-адаптивного статуса умень­шался на 16,0% за счет уменьшения диапазона синхронизации на 11,2% и увеличения длительности развития синхронизации на мини­мальной границе диапазона на 7,2%. У студентов, не проходивших ее, индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 41,6% за счет уменьшения диапазона синхронизации на 21,7% и увеличения длительности развития синхронизации на мини­мальной границе диапазона на 34,1%. У студентов-юношей с низким уровнем стрессоустойчивости, прошед­ших ауто­ген­ную тренировку перед итого­вым занятием, индекс регуля­торно-адап­тивного статуса уменьшался на 48,7% за счет уменьшения диапазона синхро­низации на 24,8% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 46,7%, а у студентов, не про- ходивших ее, индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 51,6% за счет уменьшения диапазона синхронизации на 24,7% и увеличения длительности развития синхронизации на 55,0%. Таким образом, у студентов-юношей с уме­ренным и низким уровнями стрессо­устойчивости аутогенная тренировка повышала стрессоус-тойчивость, по­скольку после нее стрессорный фактор вызывал мень­шие изменения индекса регуля­торно-адаптивного статуса, не­жели без нее.


Библиографическая ссылка

Дробышева О.М. ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 847-852;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9492 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674