Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЗНАЧИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Садирмекова Ж.Б. 1 Дуйсеев М.Б. 1 Рысбаева Г.А. 1 Медетбекова Н.Н. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова
Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства.
патриотизм
патриотическое воспитание
личность
государство
1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ, 2005. – 448 с.
2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – Ростов н/Д: МАрТ, 2002. – 224 с.
3. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . // Педагогика и жизнь. – №5 – 2006. – С. 110-114.
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
5. Аналитичекий доклад «Молодежь-2007: положение, тенденции, перспективы». – МОН РК, Астана, 2007.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
7. Бейсенбаева А.А. Теория и практика гуманизации школьного образования. – Алматы: Гылым, 2008. – 225 с.
8. Уровень патриотизма молодежи Казахстана: факторы формирования, мнения, рекомендации: Аналитический доклад / Е.Ж. Карабалаев, В.О. Кулик. – Астана: МОН РК, Социальный корпоративный фонд «ЗУБР», 2011.

Патриотизм, интегрируя в своем понятии социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным мотивом сплочения самых различных (социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и др.) групп. Это особенно проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей. Социальная направленность деятельностного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим данное общество [1].

Гражданское и патриотическое воспитание отличаются друг от друга. Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени на правовую сферу. Его содержание имеет сравнительно недавнюю историю. Патриотизм же имеет духовно-нравственную природу, реализуется в служении Отечеству и наряду с законопослушанием, любовью к родной природе, он всегда был яркой чертой казахстанского характера. Объединение в единое целое социально-правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственными ценностями и создаст феномен гражданско-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства.

Любой регион в социальном отношении – это прежде всего люди. Их отношение к своей республике, городу, школе, вузу степень удовлетворенности своей жизнью накладывают отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания. Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому, школьному коллективу, ближайшему окружению. Положительное отношение к «малой родине» важно для дальнейшего формирования у человека патриотических чувств. В процессе социализации личности эти чувства дифференцируются и усложняются, взрослеющий человек приходит к активному осмыслению пережитого опыта и осознанию своего места в обществе.

Общеизвестно, что первые патриотические чувства начинают формироваться в семье, однако, учитывая занятость современных родителей на производстве, вопросы патриотического воспитания подростков уходят в семье на второй план.

Сущность и содержание патриотического воспитания в Государственной программе и Концепции патриотического воспитания сформулированы в его определении. «Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [2].

В Концепции и Программе патриотическое воспитание рассматривается как направление государственной деятельности, т.е. проявились научно-педагогические проблемы патриотического воспитания: формирование и развитие систем непрерывного патриотического воспитания в общеобразовательных и иных учреждениях; совершенствование содержания и методики патриотически ориентированного воспитательного и образовательного процесса; разработка методов диагностики, критериев и показателей патриотического воспитания; формирование патриотических ценностей и идеалов; учет пола и возраста детей при организации воспитательного процесса [3].

Формирование личности происходит в трех важных сферах жизни – сознании, отношениях и деятельности. Если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений определены четко (чувство любви и верности Родине), то в деятельности они должны появляться в патриотических поступках, социальной активности, которая в конечном итоге способствует успешности социализации личности в обществе.

В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход казахстанской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.

Анализ литературных данных. На данном этапе развития Республики Казахстан уделяется особое внимание обучению учащихся исторической науке. Если рассмотреть проблему с точки зрения интересов нынешнего Казахстана в годы Независимости на международной арене, становится более отчетливым и ясным, необходимо ознакомление молодежи с историей стран и народов, с которыми Казахстан осуществляет разносторонние связи. История помогает молодому человеку в формировании его как личности, как гражданина- патриота своей Родины, в правильном решении политических, экономических и моральных проблем и в обществе, и в быту. История представляет многообразную картину созидательного опыта людей.

Предметом исторической науки является вся реальная история человечества. Изучение исторических дисциплин в основной общеобразовательной школе имеет не только образовательное и воспитательное значение, но и является мощнейшим инструментом в идеологическом и патриотическом воспитании молодого поколения. Исторические предметы помогают в решении жизненно важных задач, например, наиболее полно раскрыть возможности человека, формировать нравственные и моральные устои, закладывать основы трезвого образа жизни, ощутить гражданский долг, умело использовать свои права и честно выполнять перед обществом и понимать интересы государства в области политики, экономики, культуры [4,5].

Цель исторического образования – подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве. Это достигается формированием у них глубоких, устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях; развитием моделей поведения, мотиваций и установок, которые соответствуют принятым в обществе ценностям, способствуют участию каждого человека в управлении страной, решении задач различного уровня – от общенациональных, государственных до семейно-бытовых.

Материалы и методы исследования

Основные задачи преподавания истории с учетом современных требований состоят в следующем:

– гуманизация обучения истории: в центре внимания должен быть человек как субъект и объект истории, на конкретном историческом материале необходимо показать роль личности в истории;

– учащиеся должны четко осознать основные этапы развития человечества в пространстве и во времени, им необходимо усвоить главные законы развития общества и стабильную систему основных общих знаний об истории;

– в обучении истории следует отказаться от чрезмерной ее идеологизации и политизации, в школе должна изучаться история культуры всей цивилизации, так как должен обновляться культурный, воспитательный и образовательный характер истории;

– обеспечить целостное изучение всемирной истории;

– способствовать развитию у школьников познавательных и мыслительных способностей, систематически вырабатывая у них навыки самостоятельной работы и умение работать с источниками по истории [6-8].

История, как учебная дисциплина, составляет вертикаль, стержень гуманитарных, обществоведческих курсов в основной и полной средней школе. История обеспечивает системе школьного образования необходимые гуманитарный и исторический аспекты, многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного, созидательного и другого опыта людей.

Объект изучения истории – прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек – природа – общество).

Основные системные характеристики объекта: историческое время, историческое пространство, историческое движение.

Результаты исследования и их обсуждение

Целями исторического образования являются:

– овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте;

– развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески применять исторические знания;

– формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма, взаимопонимания между народами;

– развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять культурное наследие своей страны и всего человечества.

История представляет человека, события, ситуацию конкретно, целостно; в социальном, нравственно-этическом, материальном, идеологическом, культурологическом и других отношениях. Ей присуща особая методология познания, сочетающая элементы исторического и логического анализа.

Этим и многим другим определяется место истории в системе общего школьного образования.

В структуре исторического образования гибко сочетаются следующие принципы: хронологический, страноведческий, региональный, проблемно-тематический, культурологический.

Приоритетным, в этой связи, является обращение к личности ученика-субъекта познания, к его возможностям, потребностям, интересам.

История обречена на постоянное ее переосмысление. Она дает ответы на вопросы, задаваемые обществом, периодически переформулирует их. Меняются подходы, ракурсы изучения, методология, критерии. Это вовсе не исключает поиск закономерностей, необходимости обобщений, построения гипотез, сравнительного анализа общественных систем. Поэтому возможны и какие-то прогнозы. Каждое общество имеет свои пределы, границы возможного. Интересы современного общества – социальный заказ, адресованный историкам, и основные направления развития исторической науки совпадают в некоторых принципах:

– уважение ко всем без исключения народам и их культуре, признание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мотивы и законы их функционирования;

– осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества;

– рассмотрение человека как части социального организма сложной общественной системы;

– самоценность индивидуального и свобода воли.

Учащиеся должны получить знания, имеющие общее познавательное и мировоззренческое значение.

Необходимым является критерии «соседства». Школьникам Казахстана нужно хорошо знать историю Азиатского региона (Китай, Монголия, Корея, Индия и т.д.), государств Средней Азии (Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан). Необходимо раскрыть своеобразие, уникальность ситуации и событий истории той или иной страны.

Заключение

Таким образом, принцип «мир – регион – страна» призван обеспечить целостное раскрытие общего, особенного и единичного в истории.

Познавательная деятельность школьников должна быть ориентирована на целостное восприятие и творческое применение исторических знаний, выработку аналитических и оценочных подходов к явлениям современности, развитие как учебно-познавательной, так и общественно-политической культуры. Характер познавательной деятельности школьников предопределяет разнообразие применяемых организационных форм: уроки-лекции (для вводного обобщения), уроки лабораторного типа (работа с источниками), практикумы, семинары, конференции.

Патриотическое чувство учащихся к родной земле и народу должно формироваться в тесном переплетении с его уважительным отношением к жизни и культуре других народов. Учащиеся должны осознавать то, что Казахстан является составной частью мировой цивилизации, а страна заинтересована в подготовке всесторонне развитых, культурных и деловых людей. Патриотическое воспитание на уроках истории одна из приоритетных направлений в работе учителей. «Перед учителем сегодня стоят две равновеликие задачи: первая – воспитать человека умелого и мобильного, вторая – воспитать человека духовно развитого» Е. Ямбург. Наша задача педагогических работников – воспитание образованной, нравственной, ответственной личности с высоким патриотическим сознанием, готовой к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.


Библиографическая ссылка

Садирмекова Ж.Б., Дуйсеев М.Б., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. ЗНАЧИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 242-245;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9709 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674