Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Шилова В.С. 1
1 НИУ «Белгородский государственный университет»
В настоящей статье рассматриваются результаты теоретического и практического анализа проблемы средств в системе высшего профессионального образования. Эти результаты выступили в качестве исходной посылки изучения феномена средств в контексте социально-экологического образования студенческой молодежи. Установлено, что основными средствами выступают следующие общие группы средств обучения: натуральные объекты и средства их воспроизводящие, изображения и отображения явлений, предметов и процессов окружающей среды, технические средства, учебники и учебные пособия. Все эти группы взаимосвязаны, обусловливают друг друга, однако, требуют оптимального их сочетания в конкретных условиях процесса социально-экологического образования студентов, что значительно повышает его эффективность.
социально-экологическое образование студентов
средства обучения
средства в системе социально-экологического образования студентов
1. Дидактика средней школы. – М., 1982.
2. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М., 2001.
3. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
4. Информатика. / Под ред. С.В.Симоновича. – СПб., 2001.
5. Кривицкий Б.Х. Технические средства контроля и управления обучением. – М., 1986.
6. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. – М., 1996.
7. Меняев А.Ф. Средства обучения. – М., 1996.
8. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. – М., 2001.
9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2007.
10. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
11. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2002.
12. Шилова В.С. Социально-экологическое образование студентов (в контексте деятельностного подхода. Монография. – Белгород, 2006.

Профессиональная подготовка в системе современного высшего образования требует обязательной экологизации не только его целей, содержания, но и других составляющих педагогического процесса: методов, средств и форм организации. Исследование проблемы средств в системе социально-экологического образования студентов потребовало установления их сущности, классификаций, условий эффективности. Это составило цель настоящей работы. В качестве основных теоретических методов исследования выступили краткий теоретический анализ, систематизация, классификация, обобщение, выводы.

Наше исследование в рамках деятельностного подхода позволило определить сущность понятия «социально-экологическое образование студентов». Оно предполагает особый вид образовательной деятельности, побуждаемый необходимостью решения социально-экологических проблем, как важнейшего условия дальнейшего устойчивого развития общества, и направленный на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил природопользования. Социально-экологическое образование студентов, как целостный педагогический процесс, представляет собой обучение и воспитание студентов, целью которых выступает усвоение ими новых научных знаний об окружающей среде, современных видах и способах рационального природопользования; новых нормах взаимодействия со средой; освоение студентами новых социально-экологических технологий, сберегающих среду жизни для настоящих и будущих поколений; овладение опытом творческой, созидательной деятельности в природной среде, опытом человеческого отношения к природе: отношения любви, бескорыстия, самопожертвования во взаимодействии с ней [12].

Социально-экологическое образование студентов направлено на формирование их общей экологической культуры, которая, по определению Мамедова Н.М., предполагает способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение и улучшение окружающей природной среды; это способ соединения человека с природой, как бы примирения с ней на основе более глубокого ее познания и понимания. Люди в большей степени преуспеют в своей деятельности, если будут не противостоять природе, а опираться на ее силы, использовать ее могучие креативные возможности [6]. Именно в этом направлении и должна осуществляться образовательная деятельность студентов в области взаимодействия с природной средой.

Социально-экологическое образование студентов в условиях вуза реализуется, как уже отмечалось, через процесс обучения – один из основных элементов целостного педагогического процесса. Известно, что обучение определяется как совместная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение всегда носит двусторонний характер и состоит из преподавания и учения, описывающих активность каждого из участников этого процесса (С.Д. Смирнов, Скаткин М.Н., Сластенин В.А. и др.). Особенности обучения в высшей школе давно исследованы учеными, раскрыты различные его аспекты: исторический, личностный, деятельностный, управленческий, профессиональный, творческий и др. Справедливо замечание С.И. Архангельского, отмечавшего в свое время сложный системный характер учебного процесса в вузе, выраженный бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений, связей составляющих его компонентов. К главным составляющим этого процесса он относит: содержание обучения (через соответствующие предметы и виды учебной работы); методы обучения; формы и средства обучения; учебная и научная работа студентов (объект обучения); обучающая деятельность преподавателей [12].

Важное и определенное место в структуре процесса социально-экологического образования студентов занимают средства обучения и воспитания в вузе. Под дидактическими средствами понимаются все виды средств педагогического труда (Н.М. Шахмаев); материальный или идеальный объект, который «помещен» между преподавателем и обучающимся и использующийся для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности (А.Ф. Миняев); предметы, которые, предоставляя обучающимся сенсомоторные стимулы, облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности (Ч.Куписевич, В.Оконь); орудия деятельности учителя и учащихся, применяемые ими как по отдельности, так и совместно (А.В. Хуторской) [1; 7; 11; 12]. Все исследователи, занимающиеся этой проблемой, сходятся во мнении, что средства обучения составляют обязательный элемент педагогического процесса, независимо от условий его протекания. Средствами обучения оснащаются учебные кабинеты, аудитории, они включены в состав учебно-информативной среды; выступают в качестве носителя учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающегося (там же).

Средства обучения выполняют ряд функций, к которым ученые относят: познавательную, формирующую, дидактическую; познание действительности, получение знаний о ней; формирование принципов эмоционального отношения к действительности; развитие деятельности, преобразующей действительность; повышение наглядности обучения, восприятия реальности; управление познавательной деятельностью учащихся; развитие абстрактного мышления; интенсификация труда учащихся; увеличение объема самостоятельных работ школьников на уроке; повышение эффективности деятельности учителя. Вместе с тем, независимо от вида и непосредственной ориентации, все средства обучения обладают и функцией компенсаторности, адаптивности, информативности, интегративности, инструментальности [1; 2; 7].

Ученые-методисты выделяют дидактические, воспитательные и развивающие функции средств обучения. В их число включены: функция наглядности; пополнения и расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых объектах, явлениях и процессах географической и исторической действительности; обеспечение операционной деятельности учащихся; управление учебно-воспитательной деятельностью учащихся; управление учебно-воспитательным процессом. Кроме того, воспитательная функция реализуется через решение эстетических, экологических, идейно-политических задач. Развивающая функция проявляется в раскрытии умственных и творческих возможностей учащихся, их активном использовании в учебном процессе, постоянном совершенствовании мыслительной деятельности (там же).

Следует отметить, что к настоящему времени четко прослеживаются две позиции по поводу разграничения средств обучения и средств воспитания. Большинство авторов придерживается мнения о возможности применения средств обучения и в воспитательной работе, объединяют их в одну общую группу – средства образования. Однако существуют и точки зрения, разграничивающие средства обучения и средства воспитания. Например, по мнению В.И. Журавлева, средство воспитания можно определить как предмет, или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Благодаря иерархии целей, важнейшей из которых выступает цель всестороннего развития личности, средство воспитания, по мнению Меняева А.Ф., образует систему, соответствующую интеллектуальному, волевому и эстетическому направлению воспитания. При этом любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средств воспитания, если, во-первых, с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника, которая представлена в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной форме; во-вторых, объект со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитуемых [12].

Эти объекты выполняют различные функции: воспитания, самовоспитания, предметов изображения, анализа, конструирования, изготовления и др. Они могут быть общими в деятельности воспитателя и воспитанника, а также специальными, используемыми только воспитателем. Как правило, в воспитательном процессе используется ни одно, а система средств, связанных в свою очередь с целями и содержанием воспитания, его методами и формами. Таким образом, несмотря на различия во взглядах, на сегодняшний день сформировано достаточно четкое представление о средствах обучения и воспитания (там же).

В ходе настоящего исследования установлено, что феномен средств обучения изучается не только на общенаучном, но и на конкретно-научном уровне. В связи с этим определенный интерес представляют достижения ученых психологов и педагогов в этом вопросе [1; 2; 6; 7; 11]. Исследование настоящей проблемы предполагает не только выявление сущности средств, но их функций, особенностей, классификаций.

Результаты исследования следующие.

Во-первых, общие признаки средств обучения, их функции позволили определить сущность понятия «средства социально-экологического образования учащейся молодежи», под которыми понимаются отдельные естественные и искусственные предметы, явления, процессы или совокупность приспособлений, используемые в совместной деятельности преподавателя и обучающихся, направленной на усвоение всех элементов социально-экологического опыта: социально-экологических знаний, умений, творческого и эмоционально-ценностного отношения к природе; его использование в теоретической и практической деятельности [12].

Этим средствам присущи те же функции, что и средствам обучения в целом, однако, сложный характер социально-экологических знаний и умений, других элементов опыта взаимодействия общества с природной средой требуют реализации и интегративной функции. Суть ее заключается в том, что в процессе усвоения обучающимися содержания социально-экологического образования средства должны способствовать раскрытию не только отдельных объектов, явлений и процессов природной и социальной действительности, но и выявлять связи между ними, особенности взаимного влияния, результаты взаимодействий. В силу этого, интегративная функция зафиксирована в содержании объективной социально-экологической реальности, проявляется в средствах наглядности, слове, знаках или их сочетании. Такие средства помогут педагогу облегчить процесс усвоения учебного интегрированного материала, устранения возникающих трудностей, плодотворного продвижения обучающихся от незнания к знанию (там же).

Во-вторых, в разработке системы социально-экологического образования студентов учитывалась и необходимость совершенствования педагогического процесса в вузе, интенсификации и эффективности учебной деятельности, осуществляемой с помощью технических средств обучения (ТСО). Эту мысль особо подчеркивают исследователи, занимающиеся проблемами высшего профессионального образования, в частности, С.Д. Смирнов, Б.Х. Кривицкий, Н.Ф. Талызина и др. При этом они выделяют следующие группы: технические средства предъявления информации, обеспечивающие прямой канал передачи; технические средства контроля, обеспечивающие канал обратной передачи; технические средства управления обучением, обеспечивающие замкнутый круг управления; вспомогательные технические средства (приборы, инструменты и т.п.)[5; 9; 10].

В-третьих, особое место в системе средств обучения в высшей школе в последнее время занимают компьютеры и компьютерные устройства, другие средства вычислительной техники, на необходимость использования которых обращают внимание Симонович С.В. и другие исследователи. Они справедливо подчеркивают, что современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств связи [4; 5; 9]. Вместе с тем, как обоснованно отмечает Попков В.А., продолжает оставаться актуальной и проблема современных учебников и учебно-методических пособий, остающихся важным источником специальных знаний и одним из основных средств обучения [8].

В-четвертых, все изложенное, а также принцип интеграции позволили нам разработать примерную классификацию средств социально-экологического образования студенческой молодежи. Она включает в себя следующие группы [12].

Натуральные объекты и средства их воспроизводящие:

- объекты окружающей среды (антропогенные формы рельефа; пробы отдельных компонентов природы; разрезы: почвенные, геологические; естественные водоемы, используемые человеком; естественные растительные сообщества, используемые человеком; естественные животные организмы, используемые человеком; образцы природных ресурсов; природные условия, используемые человеком; археологические раскопки; археологические находки; исторические памятники; памятники культуры; памятники природы; хозяйственные объекты; результаты хозяйственной деятельности; исторические источники и документы);

- приборы и приспособления для эксперимента (измерительные приборы; приборы для опытов с пробами компонентов природы; коллекция природных объектов; коллекция результатов хозяйственной деятельности; коллекция археологических находок; реконструкции исторических и природных памятников; реконструкция памятников природы и др.).

Изображения и отображения явлений, предметов и процессов окружающей среды:

- макеты и муляжи (диорамы примеров взаимодействия общества с природой; модели отдельных форм рельефа; модели исторических предметов; модели действующих производств; муляжи растений и животных; модели и муляжи памятников природы и культуры и т.п.);

- действующие модели (модели действующих природных процессов; динамический календарь погоды; динамические таблицы; транспаранты; орграфические модели и др.);

- графические средства (таблицы; географические карты; исторические карты; схемы; диаграммы; графики; картосхемы; картограммы; картодиаграммы; план-схемы; географические и исторические картины; фотоснимки; рисунки; произведения географической и исторической живописи; перфокарты; контурные карты; измерители).

Технические средства:

- средства предъявления информации: аудио (микрофон, магнитофон, проигрыватель); визуальные (диа.-, графопроектор); аудиовизуальные (учебное кино, учебное телевидение, видеодисковые системы);

- технические средства контроля;

- технические средства управления обучением (компьютерная техника; компьютерные сети).

Учебники и учебные пособия:

- книги и пособия для учителя и обучающихся (учебники и учебные пособия по социальной экологии; сборники вопросов и заданий по социальной экологии; книги для чтения по проблеме взаимодействия общества с природой; пособия для практических работ по социальной экологии; рабочие тетради для обучающихся по социальной экологии; справочная литература по социально-экологическим проблемам; дидактические и методические пособия для педагога; программы по курсам социальной экологии; хрестоматии и др.).

Подытоживая, отметим, что отбор средств социально-экологического образования студентов осуществляется с учетом конкретных условий педагогического процесса, возрастных особенностей обучающихся, учебно-материальной базы, опыта профессиональной деятельности преподавателя. Выделенные средства используются как в процессе индивидуальной работы со студентами, так и в групповой, фронтальной и комбинированной формах. Рассмотренный элемент процесса социально-экологического образования студентов, в свою очередь, составляет содержание определенной педагогической технологии, реализующей задачи этого процесса.

Вместе с тем, исследование показало необходимость дальнейшего поиска эффективных средств социально-экологического образования студентов, разработки диагностических и обучающих технологий, создания условий, оптимизирующих взаимодействие преподавателя и студентов.


Библиографическая ссылка

Шилова В.С. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 260-263;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9714 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674