Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВО В ГБАО (1982–1991 ГГ.)

Ходжибеков Э. 1
1 Хорогский государственный университет им. М. Назаршоева
Данная статья раскрывает история областной театр ГБАО в 1982–1991 гг., расцвет театрального искусство, показ спектаклей республиканских, союзных и мировых драматургов на сцене областного театра. Представлены знаменитые композиторы, артисты, актёры театра, a так же влияние распад СССР в работе театра, и начало кризиса в сфере культуры области.
ГБАО; показ новых спектаклей на сцене театра; знаменитые композиторы
артисты
актёры театра; начало кризиса в сфере культуры области после распада СССР
1. Гастроли артистон бахшида ба 60-солагии СССР // Бадахшони Совети. – 1982, 21 июля.
2. Давлатов А. Накшхои офаридаи Б. Хисравов // Бадахшони Совети. – 1990, 19 июня.
3. Мамадазизов М. Пешравии театри вилояти // Бадахшони Совети. – 1983, 12 февраля.
4. Мавлоназарова Б. Мехри касб //Бадахшони Совети. –1965, 20 июля.
5. Назаршоев М.Н., Назаршоев Н.М. Сохтмони мадани дар Бадахшони Совети. – Душанбе: Ирфон, 1985. – 152 с.
6. Подробно об этом см. Бадахшони Совети. – 1991, 5 февраля.
7. Чакабоев Рахимбой // Бадахшони Совети. – 1983, 28 июня.
8. Шугнон / под. ред. Илолов М., Джамшедов П. и др. – Душанбе: Ирфон, 2014. – 662 с.
9. Шоискандаров Киматшо // Бадахшони Совети. – 1991, 16 февраля. – С. 3; или см. Шугнон… – С. 515.
10. Шохкосимов Ш. Устоди сетор // Бадахшони Совети. – 1986, 1 января.
11. Эдгар Е.Р. Режиссерское искусство Таджикистана 80 и 90-х годов ХХ в.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. – М., 2004. – 161 с. – http://www.dissercat.com/content/rezhisserskoe-iskusstvo-tadzhikistana-80-kh-i-90-kh-godov.

80-годы ХХ в. являлись время расцветом театральной искусство ГБАО. Так, в 1982 г. на сцене областного музыкального драматического тетра г. Хорога были показаны пьесы С. Сафар «Касос», Г. Абдулло «Рустам и Сухраб» и их посмотрели 61 тысяча зрителей [5, с. 121]. В честь «60-летию образования СССР» (1982 г.) была награждена солистка областного музыкального драматического театра г. Хорога С. Тошхуджаевой званием Заслуженная артистка Таджикской ССР [См. прим. 1]. В честь юбилея СССР первых групп артистов под руководством Заслуженный артист республики П. Завкибеков уехали на гастролях в Кулябе, a вторая группа под руководством Народный артист республики М. Худжамеров на гастрол в город Курган – тюбе [1].

В 1983 г. «Хорогский областной музыкальный драматический театр в 4 намеченном плане поставило на сцену 8 спектакля. Среди них «Капель в море» М. Холова, «Искренней любовь» М. Курбонкиличев, «Ягон вакт аз сабзахо бипурс» (Спроси у зелённых трав) Я. Стельмах, «Глазами сердце» М. Хакимова, «Чудесная марка» В. Гольдфелд, «Сестры» С.Сафаров, «Аз дуст як ишора» (Знак от друга) Ш. Киёмов и др. Созданный литературно-художественном композиции «В единой семьи» М. Мирзо и Б. Хусравов имели определенную идейную цель-дружба народов великой страны СССР [3].

В рамке мероприятий «Неделя театр для детей» среды других театров республики Хорогская областной музыкальный драматический театр занимала первое место и награждена денежной премии. Областной театр в честь «60-летию образования СССР» была награждена Грамотой Министерство культуры СССР и ЦК профсоюзов работников профсоюзов Таджикской ССР. В 1983 г. был показан 4 спектакля «Бедность не порок» Н. Островского, «Собутилники» З. Ибод, «Привет Мухаббат» узбекского драматурга М. Каримова, «Разбудите свой совесть» киргизского драматурга А. Абдугаффорова и др. Март 1983 г. работники театра были на гастролях в Киргизской и Узбекской ССР и выступили с большими концертами перед зрителями» [3]. Молодые актеры М. Мазхабшоев, М. Назаршоева, Г. Кодыровой за исполнение ролей в спектакль «Ягон вакт аз сабзахо бипурс» были награждены дипломами 1 и 2 степени Министерство культуры Таджикистана [3].

В 80-е годы ХХ в. в Хорогском театре работали знаменитые композиторы. Один из них являлся Р.Чакабоев. Первые шаги в мир музыке у него началось в 1953 года. Тогда работник областной культуры М. Шакаринов из К. Поршнев приехал в Шохдары, увидев склонность юного Рахимбая к музыке в школу, отдавал ему в течение месяца свою музыкальную инструмент под названием «тор» и просил, чтобы он тренировался на нем. После месячных репетиций Рахимбай так увлекся музыкой, что он не только исполнял народные музыки Памира, но и даже сам начал их сочинять.

После чего Р. Чакабаев вошел в состав ансамбль «Памир» Таджикгосфилармонии. Позже Р. Чакабаев возвращался в Шугнанского района и работал в качестве музыкальным руководителем дома культуры. Блестящие музыки Р. Чакабаев писал на стихи «Гули садбарг» (Роза), «Дилбари Бадахшони» (любимая Бадахшанка), «Дилро бубин» (Влюбленный), «Ёд мекунам» (Вспоминаю), «Точикистон», «Чилваи чамол» (Сияние красоты) и они в свое время вошли в репертуар знаменитых солистов областного музыкального драматического театра г. Хорога: М. Дилдорова, С. Тошхуджаева, Х. Шогунбеков и др.

Любимый учеником Рахимбая был, начинающий композитор К. Шоискандаров [см. прим. 2] и, восхищаясь его первым созданным музыкой на стихи «Натвонам нишаст» мастер Рахимбай говорил ей: «Работа знаменитого народного музыканта Н. Курбоншоева придется продолжать тебе» [9]. Так начинался творческий путь к музыке заслуженного артиста республики, композитора К. Шоискандарова. Он написал музыку заслуженному артистки республики М. Дилдорова [см. прим. 3] «Мохи Шугнонам», слова М. Хайдаршо, «Ру ба ру», слова Гиёси, «Паймон», слова Б. Рахимзода, «Эй гул», слова Г. Сафиева. Заслуженному артистки республики С. Тошхуджаевой он написал музыку «Ба комсомол», слова М. Каноат, «Бадахшон», слова Т. Пулоди, «Ёр дар бар буд», слова Хадиса, «Боз биё» слова Т. Пулоди. Народному артисту Хорогского областного музыкального драматического театра С. Абдумамадову К. Шоискандаров написал музыку на стихи «Фатхи сипехр кун», слова Ф. Ансори, «Ситорахо», «Духтари зебо гузашт», «Ба шарики умр», слова М. Хайдаршо. К. Шоискандаров создавал музыку почти для всех спектаклей областного театра как «Акида» М. Назарова, «Фарход дар Норак» С.Саидмуродова, «Се хушдор» и др. Он создал музыку не только для артистов Хорогского театра, но даже известному артистку Кулябского областного музыкального драматического театра Озодамо Мухтарамова [9].

Т. Неккадамов изучая, наследие композитора К. Шоискандаров писал, что знаменитые его музыки как «Се зарб» и «Навбахори кухистон» вошли в шедевр таджикской музыке [8].

В деле развитие музыкального искусство областного театра в названный период значительный вклад внес композитор М. Бахтиёров, который поступил на работу в областной театр еще в 1967 г. В 1970–1990 гг. он являлся музыкальным руководителем областного театра. За 45 лет работ на сцене он создал 175 музыку на разных стихах, и 16 постановок. Музыки «Бокист» на слова А. Кодири, «Афсонаи дил», «Овозро бубинед» слова А. Дехоти принесли ему большой известность [6].

В годы перестройки не смотря на свой преклонный возраст работал в областном музыкальном драматическом театре, музыкант который всю жизнь играл на музыкальном инструменте «сетор» М. Таваллоев [10], a так же артисты с знаменитыми именами С. Абдумамадов, А. Давлатов, С. Шоисмоилова [4], З. Искандарова и др. Актёр Б. Хисрав играл на сцене областного театра более 85 ролей [2].

«В годы перестройки «…театр Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в 1990 году представил на республиканский фестиваль «Парасту» постановку «Золотой кишлак» по пьесе М. Миршакара на шугнанском языке, впервые за свою 60-летнюю историю нарушив негласный запрет на открытое использование памирских языков…»[11].

В 1991 г. после распада СССР областной театр как и другие отрасли культуры ГБАО вошел в глубокой кризис.

Примечания

1. Тошхуджаева Сафарбегим, родился в г. Хорог, после окончание ср. шк. имени С.М. Кирова г. Хорога в 1964 г. была приглашена на работу в Хорогском областном музыкальном драматическом театре. Со второго класса средней школы занимался в школьный кружок художественной самодеятельности и для совершенствованием его таланта много сил вкладывал руководитель кружка И. Мулкамонов. Знаменитые его песни являлись: «Дустонро гум макун» (слова М. Турсунзода), «Модарам» (А. Кахори), народные песни «Лалайик», «Даргилик» и др. К 60 летию ГБАО специально готовил песни «Чор бурчи Точикистон» (слова Ш.Бунед), и узбекская песня «Узангсан» // У. Шерзодшоев.Унвон муборак // Бадахшони Совети, 1985, 5 сентября.

2. Шоискандаров Киматшо родился 11. 02. 1941 г, к. Бидиз Шугнанского р-на, автор более 200 музыки, скончался 2 февраля 1976 г. и похоронен в к. Бидиз Шугнанского района. Подробно об этом см. Шугнон, Душанбе, 2014…, С. 660–661.

3. Дилдорова Майсара, родился в 1944 г. в Шугнане, народная артистка Тадж. ССР. Известная его песня является «Нозанин ёри ман» слова А. Кодири, а в 1970 г. она исполняло знаменитая песня М. Хайдаршо «Гулхандаи замин», (в народе Гулдухтарони точик), музыка композитора Р. Мародхусейнова. Позже она исполняло его как трио со знаменитыми артистами республики Н. Рахматова, У. Мамаданбарова и она принесла им большой известность. Исполняли этот песня в XVII съезд ВЛКСМ, записана она и в золотом фонде радио республики. Прошло с тех пор много лет но, даже и сейчас любят его слушатели. Исполнял это песня музыкант и исполнитель из Белоруссии Иван Дедуля. Подробно об этом см. – news.tj / ru; или см. Неккадам Н. Султонбек М. Як “дузди” – и Н. Рахматова “Гулдухтарони точик” – ро машхур кард. // Чархи гардун” 2011, 22 сентября. Или см. Gazeta. Tj/chg/3200.yak-duzdii nukra rahmatova…


Библиографическая ссылка

Ходжибеков Э. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВО В ГБАО (1982–1991 ГГ.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 444-446;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9820 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674