Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ

Двадненко И.В. 1 Двадненко В.И. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1. Двадненко М.В., Привалова Н.М. Деловые игры в курсе экология. Концепции и методики преподавания. – Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH ISBN: 978-3-8473-9247-7, 2012. – 61 с.
2. Привалов Д.М., Привалова Н.М., Двадненко М.В., Делок З.К. Деловая игра – как метод преподавания курса «Экология» // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 167.
3. Двадненко М.В., Привалова Н.М., Двадненко И.В., Двадненко В.И., Привалов Д.М. Инновационные педагогические приемы современного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 199.
4. Двадненко м.в., Привалова н.м., Бондаренко А.И. Игровые технологии и мультимедиа // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 5. – С. 11.

Введение в России образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО) ставит перед образовательными учреждениями Высшего профессионального образования ряд задач по выполнению их требований. Среди таких задач можно выделить проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.

Компетентностный подход рассматривается государством как один из главных путей повышения качества не только профессионального, но и общего среднего образования. Новое поколение государственных стандартов общего образования нацелено на формирование у учащегося базовых компетентностей: информационной, коммуникационной, самореализации, самообразования. Для каждой профессии существует дополнительный предметно-специальный набор компетенций, который является конкретизатором общих компетенций для данного профессионального пространства.

Компетентностная модель представляет собой обучение, в котором с помощью всей системы традиционных и новых педагогических технологий [1, 2, 3, 4] в рамках учебной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Таким образом, обеспечиваются условия преобразования учебной деятельности студента в профессиональную деятельность будущего специалиста.

Основной единицей задания содержания образования в таком обучении выступает проблемная ситуация во всей своей предметной неоднозначности и противоречивости. Набор таких ситуаций позволяет развернуть содержание образования в динамике путем задания сюжетной основы, моделируемой профессиональной деятельности и создает возможности интеграции знаний разных дисциплин, необходимых для разрешения этих ситуаций.

Применение игрового моделирования, например, в процессе экологической подготовки студентов, позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, при этом вырабатываются навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию [1, 2, 3, 4].

Переход к компетентностному образованию потребует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы. Изменения должны затронуть следующие области:

– содержание обучения (переход от теоретической информации, мало связанной с практикой, – к ориентированной основе компетентных практических действий);

– педагогическая деятельность преподавателя (от монологического изложения учебного материала – к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающегося);

– деятельность студента (от позиции пассивного приема и запоминания учебной информации – к творческой активности и диалогу);

– технологическое обеспечение образовательного процесса (внедрение инновационных технологий, позволяющих реализовывать принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и обучающихся);

– отношение с внешней средой: с семьей, социальным окружением города или деревни, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта и т.д.;

– уровень финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности инновационной системы образования.

Тем не менее, при переводе образования на новый уровень, при его реформировании на компетентностной основе нельзя не опираться на комплекс наук о человеке, не учитывать в процессах образования психологические и социально-культурологические закономерности развития личности и индивидуальности.


Библиографическая ссылка

Двадненко И.В., Двадненко В.И. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 514-515;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9874 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674