Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В авиастроении приобретают новые задачи повышения эффективности механической обработки, улучшения качества поверхности, решение которых способствует снижению трудовых затрат, уменьшению эксплуатационных расходов, повышению производительности отдельных операций изготовления сложных деталей авиационной техники [1-6].

Качество поверхности является одним из важнейших факторов в авиастроении, обеспечивающих высокие эксплуатационные свойства деталей машин и приборов, и обуславливается свойствами металла и методами обработки: механической, электрофизической, электрохимической, термической и т.д. В процессе механической обработки (резание лезвийным инструментом, шлифование, полирование, доводка и др.) поверхностный слой деталей летательных аппаратов деформируется под воздействием нагрузок и температуры и другими инородными включениями [7-11].

Шероховатость поверхности является одной из основных геометрических характеристик качества поверхности деталей и оказывает существенное влияние на эксплуатационные показатели авиационной техники. В условиях эксплуатации приборов и узлов, внешним воздействиям, в первую очередь, подвергаются поверхности их деталей. Износ трущихся поверхностей, зарождение трещин усталости, смятие, коррозийное и эрозионное разрушения, разрушение в результате эксплуатации деталей летательных аппаратов – это процессы, протекающие на поверхности деталей и в некотором прилегающем к поверхности слое. Естественно, что придание поверхностям деталей специальных свойств, способствует существенному повышению показателей качества узлов агрегатов авиационной техники в целом и в первую очередь показателей надежности самолета [12-16].

Шероховатость поверхности, наряду с волнистостью, является одной из главных определяющих характеристик поверхностного слоя и оказывает большое влияние на эксплуатационные свойства деталей летательных аппаратов [17-18].

Исследованиями выявлено, что одним из наиболее перспективных путей повышения качества деталей узлов самолета является высокоскоростная обработка. К высокоскоростной обработке относятся изменения в конструкции металлорежущих станков, способнвые работать на скоростях вращения и линейных перемещений, во много раз превышающих режимы при традиционной обработке, а также системы ЧПУ с более высокой скоростью расчета траектории и новейшие конструкции режущего инструмента. Совместное действие всех эффектов определяет конечный результат повышение производительности и качества обработки деталей летательных аппаратов [19-22].