Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

STRUCTURAL ELEMENTS OF THE MODEL OF FUTURE TEACHERS’ MANAGEMENT COMPETENCE FORMATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Kazimova D.A. 1 Abdulmanova D.I. 1 Manashova G.N. 1 Esmagambetova D.B. 1
1 The Karaganda State University of the name of academician E.A. Buketov
The article discusses the structural components of the suggested model of future teachers’ management competence formation in the system of professional education. The focus is on the development and theoretical validity of the model of future teachers’ management competence formation in the system of professional education. It gives analysis of the works of foreign and domestic scholars on the issues of management competence of future teachers in professional education. In the process of development of the model of future teachers’ management competence formation in the system of professional education the authors took into account the requirements for the model – focus, connection of its parameters, structure and content of a model with the goal stated before the model and the expected result.
management competence
model
modeling
system of professional education
training of future specialists

В очередном Послании Н.А. Назарбаев изложил основные положения развития государства, которые предполагают, в частности, создание благоприятного климата для инноваций, повышение значения образования. На современном этапе развитие нашего общества и Республики Казахстан в целом, образование должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. В свою очередь, совершенствование системы образования невозможно без ее обеспечения высококвалифицированными кадрами [1].

В современном мире образовательные системы испытывают воздействие различных социальных факторов. Это связано с тем, что многие страны пришли к обществу с высокоразвитой экономикой, основанной на знаниях и информации. Как никогда раньше доступ к этим ресурсам, наряду с мотивацией и умением граждан их использовать, становятся важными для укрепления конкурентоспособности и расширения возможностей трудоустройства. Для большинства людей в течение длительного периода их жизни наличие оплачиваемой работы означает независимость, укрепляет самоуважение и благосостояние, является ключом к качеству жизни в целом. Это означает, что образование должно ставить каждого человека и его потребности в центр своего внимания, что необходимо адаптировать образовательные системы к новым реалиям XXI века, в условиях которого важнейшим капиталом становятся человеческие ресурсы и их развитие [2].

Основную цель подготовки педагогических кадров можно определить как подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, конкурентоспособного, ответственного, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Непрерывный процесс повышения уровня требований к квалификации педагога профессионального обучения обуславливает необходимость перехода к компетентностной парадигме образования. Сегодня основным показателем уровня квалификации современного специалиста является его компетентность, которая состоит из набора различных компетенций. В условиях современного социально-экономического этапа развития государства появляется новая составляющая профессиональной компетентности педагога – управленческая компетенция, формирование которой необходимо для того чтобы будущий педагог был готов к планированию и эффективной организации педагогической деятельности, к самостоятельному принятию решений.

Изучив вопросы использования моделирования в современной науке, мы поставили перед собой задачу: руководствуясь требованиями общества к необходимости подготовки будущих педагогов, готовых к самостоятельному принятию решений, умеющих управлять педагогическим процессом, создать модель формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования.

Уточним содержание понятий «модель» и «моделирование».

Согласно определению В.А. Штоф, [3] модель в педагогике – это созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики (компоненты, элементы, свойства, параметры) изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения или сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку.

Моделирование – это метод опосредованного оперирования объектом, при котором исследуется не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся с ним в объективном соответствии, определяющемся существенными для цели познания сторонами, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку [4].

Метод моделирования является одним из специфических методов научных исследований. Особенности его применения в педагогической науке рассмотрены в работах В.И. Загвязинского, В.В. Краевского и др. Например В.В. Краевский [5] указывает на то, что «моделирование приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которых происходит выделение сторон моделируемых объектов, отображаемых на модели».

В.И. Загвязинский [6] описывает процесс моделирования следующим образом: «Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает их мысленную компоновку, т.е. моделирует потребное состояние изучаемой системы».

В нашем исследовании будем придерживаться следующего определения: модель – мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предложений; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах; стандарт для измерения отклонений реальных процессов от предполагаемых.

При разработке модели формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования мы использовали системный, личностно-ориентированый и деятельностный подходы. Рассмотрим данные подходы.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Педагогическая система – это теоретическая модель объекта педагогической действительности; совокупность элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности.

Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания теории обучнения, охарактеризовать все его элементы (цель, содержание, средства, методы).

Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, так как только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.

Личностный подход предусматривает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера [5].

Использование данных подходов при разработке модели формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального обучения позволяет получить ожидаемый результат при внедрении структурных компонентов модели в учебный процесс.

В процессе разработки модели формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования нами учитывались требования, предъявляемые к любой модели – целенаправленность, установление связи ее параметров, структуры и содержания с поставленной перед моделью целью, с ожидаемым результатом.

Модель формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования может быть рассмотрена через систему структурных компонентов: целевого, содержательного, функционального, диагностического, результативного. Взаимосвязь структурных компонентов обозначенной модели представлена на рисунке 1. Дадим краткую характеристику каждому структурному компоненту.

Цель определяется как формирование управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования на основе запросов общества и работодателей в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение.

В дидактике цель обучения представляет собой группу основных взаимосвязанных целей: обучающих, развивающих и воспитывающих. Заявленная нами цель входит в группу обучающих, достижение которых направлено на формирование у обучающихся общенаучных знаний, специальных компетенций, практических навыков в выбранной специальности, положительной мотивации.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

– оценить состояние проблемы формирования управленческой профессиональной компетенции в педагогической теории и практике;

– уточнить содержание и признаки понятия «управленческая компетенция будущих педагогов в профессиональном образовании»;

– разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования управленческой компетенции будущих педагогов в системе профессионального образования;

– экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования управленческой компетенции будущих педагогов в системе профессионального образования, реализующийся в рамках модели;

– разработать учебно-методическое обеспечение формирования управленческой компетенции будущих педагогов в системе профессионального образования [7].

В соответствии с указанными целью и задачами нами строилось содержание образования, направленное на формирование управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования.

Под содержанием образования понимают систему (комплекс) знаний, являющейся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности. В соответствии с Законом РК «Об образовании» [8] содержание образования определяется образовательными учебными программами, которые разрабатываются на основе государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО). ГОСО – документ, регламентирующий основные требования к содержанию, качеству и уровню организации учебного процесса для каждого направления (специальности подготовки). Обязательной компонентой ГОСО является типовой учебный план.

На основании типового учебного плана специальности генерируется учебный план специальности – документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов), порядок их изучения и формы контроля.

В рабочем учебном плане циклы общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин представлены обязательным компонентом и компонентом по выбору. На основе обязательного компонента учебного плана разрабатывается комплекс стандартных структурных элементов содержания обучения. На уровне компонента по выбору отражается специфика вузовской подготовки будущих специалистов.

В содержание подготовки специалистов педагогов в системе профессионального образования включены рабочие учебные планы по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение.

Следующим компонентом предлагаемой модели являются педагогические условия.

kazim1.wmf

Модель формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования

Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу [6].

Перейдем к характеристике методов обучения. Методы обучения – это общедидактическая категория, которая дает представление о системе взаимодействия преподавателя с обучающимися и обеспечивает усвоение содержания обучения, которое, в свою очередь, отвечает целям образования (П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов [9]).

В модели формирования управленческой компетенции у будущих педагогов мы опирались на традиционную характеристику методов обучения. Методы обучения нами были сгруппированы по основным направлениям педагогической деятельности в процессе обучения:

  • • первичное овладение знаниями;
  • • закрепление и совершенствование знаний и формирование умений и навыков;
  • • методы контроля и оценки знаний.

Мы считаем, что наиболее эффективным процесс формирования управленческой компетенции будет в случае широкого использования в образовательном процессе так называемых инновационных методов обучения, которые в педагогической науке и практике получили название активных методов обучения. Активные методы обучения способствуют большей активности обучающихся в учебном процессе, характеризуются высокой степенью их включенности в процесс усвоения знаний и приобретения умений и навыков, принудительной активизацией мышления и деятельности обучающегося, творческим характером занятий, обязательностью непосредственного взаимодействия обучающихся между собой, а также с преподавателем, коллективным форсированием усилий, интенсификацией процесса обучения. Г.П. Щедровицкий указывает, что данные методы позволяют «учащимся в более короткий срок и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» [10].

Каждый из методов обучения направлен на конкретную учебную деятельность (теоретическую, контролирующую, практическую или их комбинацию) и предполагает достижение преподавателем определенных целей:

  • формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
  • развитие умения аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли;
  • развитие способности анализировать сложные ситуации, выделять главные и второстепенные причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;
  • совершенствование процессов внимания, памяти, мышления [9].
  • Таким образом, представленные в модели традиционные и инновационные методы обучения применимы и должны быть использованы в процессе формирования управленческой компетенции у будущих специалистов.

Для формирования управленческой компетенции у будущих педагогов важное значение имеют средства обучения.

В дидактике под средствами обучения принято понимать объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных образовательных целей. Средства обучения также служат для управления познавательной деятельностью обучающегося.

П.И. Пидкасистый классифицирует средства обучения как материальные и идеальные. К материальным средствам ученый относит учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют обучающие и обучающиеся для усвоения новых знаний. В общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Из него обучающийся черпает способы рассуждения, доказательства, расчетов, запоминания и понимания.

В процессе моделирования были рассмотрены следующие средства обучения:

– учебные наглядные пособия (изобразительные, схематические, символические);

– вербальные (учебная литература, учебно-методическая литература, словари, дидактический материал (карточки-задания));

– технические (аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, электронные учебники, электронные базы данных, компьютерные обучающие программы).

Методы и средства обучения раскрываются в формах организации учебного процесса, в основных видах учебной деятельности.

При подготовке будущих педагогов в вузе используются следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую, самостоятельную работу студента, различные виды практик (учебную, производственную, профессиональную и др.), направленные на теоретическую и практическую подготовку, а также контроль знаний, умений и навыков обучающихся.

Для успешного управления учебной деятельностью обучающихся большое значение имеет профессиональная квалификация преподавателя. Она определяет правильное и всестороннее понимание им сущности процесса, позволяет ему овладеть методами организации и обеспечения этого процесса, правильно оценить складывающиеся условия, учесть влияние входящих факторов, оптимальным образом их распределить, установить рациональные принципы учебной работы, выявить наиболее эффективные методы и средства для достижения поставленных целей обучения.

Следующим компонентом модели формирования управленческой компетенции у будущих педагогов является обучающийся. Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. Каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями, т.е. особенностями задатков, способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности, особенностями выполнения деятельности. Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью.

Далее диагностический компонент рассматриваемой модели представлен педагогическим мониторингом. Педагогический мониторинг заключается в сборе, хранении, обработке информации о деятельности обучающегося и оценке результатов в следующих формах:

  • диагностирования обучаемости – определение тенденции и динамики развития системы специальных теоретических знаний, практических умений и навыков будущих педагогов в системе профессионального образования;
  • диагностики обученности – своевременного выявления, оценки и анализа продуктивности деятельности обучающихся.

С этой целью предусмотрены различные виды заданий для осуществления контроля и оценки полученных обучающимися специальных знаний, умений и навыков, таких как вопросы для самоконтроля, тестовые задания.

Результатом использования модели формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования является педагог в системе профессионального образования со сформированной управленческой компетенцией.

Таким образом, процесс формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в системе профессионального образования будет более эффективным в случае использования всех структурных компонентов, представленных в рассмотренной модели и реализации их взаимосвязей.