Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE INSTITUTIONALIZATION OF CHILDREN’S AND YOUTH ORGANIZATIONS IN TRANSFORMING RUSSIAN SOCIETY

Peronkova E.B. 1
1 Yamal
The article describes the specifics of formal and informal public youth organizations that work in the modern Russian society.Also named are important signs of formal and informal youth organizations.The definition of the term «socialization». «Socialization» – these are the processes that occur in the interaction between man and his environment. Man has always strived to be as realized. He realized his talents and abilities. The specificity of socialization processes that take place in formal and informal youth public organizations. Named the most important methods of state support for children’s and youth associations.
youth groups
socialization
formal and informal organizations and the state

Проблемное поле социологии в разрезе изучения общественных феноменов содержательно включает в себя исследования явлений, происходящих в молодежной среде, являющейся наиболее активной, прогрессивной и динамично развивающейся частью любого социума.

Исходя из сформулированной тематики, допустимым представляется следующим образом сформулировать цель данной работы: осуществление некоторого сущностного теоретического анализа сложившейся системы институциональной организации детских и молодежных организаций в контексте динамики современного этапа трансформационного развития российского общества.

Таким образом, в ходе написания работы рассмотрим означенные вопросы, определим имеющиеся тенденции, сделаем ряд общих выводов на основании некоторого проведенного анализа.

Теоретико-методологический характер работы и специфика очерченной проблематики определили круг научных источников и перечень используемой литературы. Рассмотрение тематики работы основано на обращении к нормативно-правовым актам и документам, разнообразные теоретические аспекты освещены, основываясь на существенном комплексе литературных научных источников: книг и монографий. Помимо этого работа содержит определенную совокупность статистических данных, полученных при обращении к информационно-статистической базе.

Для максимизации степени временной актуальности представленных в работе данных были использованы статьи и публикации периодической печати, а также информация, находящаяся в открытом доступе интернет-ресурсов.

С точки зрения методологии, при рассмотрении очерченной проблематики целесообразно применять такие методы как анализ, синтез, индукцию, группировку. Помимо этого в работе были применены сравнительный и сопоставительный методы эмпирического исследования. В качестве теоретических основ определим комплекс научных и литературных источников, затрагивающих аспекты темы работы, что в сочетании с фактологической и библиографической базой формируют целостную многоаспектную основу работы.

Что есть молодежные объединения?

В самом общем виде данный феномен можно определить как обособленное сформированное социальное формирование, в рамках которого происходит – самостоятельное и добровольное – объединение представителей молодежи, молодых граждан для некоторой осуществляемой совместно деятельности, ориентированной, в конечном итоге, на комплексное и полноценное удовлетворение их социальных потребностей.

Де-факто, можно говорить о том, что молодежные объединения – формальные и неформальные – есть средство, институт и механизм социализации молодежи.

В качестве некоторого «вводного вектора», отметим, что современная молодежь живет в эпоху глобального информационного пространства, глобального общества, когда усложняются общественные связи, экономика, социальный сектор – образование, культура; когда нивелируются рамки между недозволенным и дозволенным, между допустимым и недопустимым.

При этом важность духовно-нравственного базиса, формирующегося именно в результате целенаправленного процесса воспитания обнаруживает тенденцию к постоянному возрастанию – ведь необходимо отвечать требованиям времени! – что определяет актуальность очерченного проблемно-дискуссионного поля данного доклада.

В эпоху постиндустриальную, эпоху информационного общества, образование есть феномен массовой культуры, детерминированный тем обстоятельством, что информация это уже не просто «совокупность данных, подлежащих переработке, систематизации и преобразованию», но сама по себе является собственно производительной силой, равной по значению труду, земле, капиталу, предпринимательскому таланту – всем производственным фактором.

Все вышесказанное обнаруживает принципиально новые подходы применительно к анализу процессов институционализации детских и молодежных объедений в современной России.

Отметим, что на сегодняшний день в стране функционируют около четырехсот двадцати семи тысяч тысяч молодежных и детских общественных организаций (формализованных: международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных).

Современным (и относительно устойчивым на протяжении длительного периода времени) трендом при рассмотрении динамики в сфере институционализации молодежных движений справедливо назвать тот факт, что все протекающие в рассматриваемой сфере процессы демонополизированы (как де-юре, так и де-факто), имеет место вариативной распределение направленности деятельности каждой конкретной организации, что детерминировано сложившимся разнообразием форм и механизмов реализуемых программ и проектов.

Институционализация детских и молодежных объединений в современных условиях детерминирован неравномерностью их распределения по территории страны, когда большая их часть сконцентрирована в крупных экономических центрах (что представляется закономерным итогом процессов урбанизации), а также в столицах субъектов Российской Федерации.

Доминантным может быть назван тренд объединения общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, «круглых столов».

С 1992 года в России функционирует Национальный совет молодежных и детских объединений России, который сегодня справедливо определить как зонтичную структуру, специфический «механизм структурирования и управления» для сорок трех общероссийских и шести межрегиональных общественных организаций, а также для двадцати девяти координационных советов (круглых столов) молодежных и детских объединений регионов РФ [3].

В качестве первоочередной задачи Национального совета молодежных и детских организаций, в состав которого сегодня составляет большинство общероссийских и межрегиональных общественных организаций детей и молодежи, региональные ассоциации молодежных и детских объединений, справедливо определить всестороннее лоббирование – продвижение, поддержку – интересов молодежных организаций в их диалоге и взаимодействии с соответствующими государственным институционалиями в целях последовательного формирования в стране эффективной системы государственной молодежной политики, релевантной в средне- и долгосрочном временном горизонте.

Де-факто, сегодня именно Национальный Совет обнаруживается наиболее представительным органом молодежных и детских объединений в РФ.

Деятельность Национального Совета базируется, главным образом, на основе различного рода целевых проектов и инициатив членских организаций, при этом собственно сам Совет создан не для управления ими, но в целях консолидации усилий для достижения общей цели.

Успешная результативная деятельность членов ассоциации – как целевая установка Национального Совета молодежных и детских объединений России – детерминирована следующими доминантной важности направлениями деятельности:

1. реализация программ и проектов;

2. развитие молодежного и детского движения России;

3. осуществление международного всестороннего молодежного сотрудничества.

Национальный Совет молодежных и детских объединений России имеет важное международное значение в заданном разрезе, являясь, во-первых, наблюдателем при Экономическом и Социальном Совете ООН; во-вторых, полноправным членом Европейского Молодежного Форума; в-третьих, партнером Совета Европы в реализации молодежных программ в России; в-четвертых, учредителем Российско-Германского молодежного форума; и, наконец, в-пятых, участником Балтийского и Баренцево- Евроарктического молодежного сотрудничества.

Отметим тот факт, что значимость формализованных молодежных движений представляется непреходящей в средне- и долгосрочном горизонте планирования: фигурально выражаясь «без молодежи» не может быть реализован ни один социально-значимый проект, ни одна целевая установка Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (т.н. «Стратегия 2020»).

Цель разработки КДР-2020 состоит в определении путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (до 2020 года) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В строгом соответствии с обоснованной целевой установкой сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом динамики предстоящего периода.

Подводя итог, сформулируем тезисно основные приоритеты и цели Стратегии 2020:

  • Выход России на стандарты благосостояния развитых стран.
  • Высокое качество и комфортные условия жизни населения.
  • Благоприятная среда обитания человека.
  • Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности.
  • Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных ус луг, формирование в России «экономики знаний».
  • Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки.
  • Создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.
  • Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, ее превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
  • Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
  • Гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.

Очевидно: без организованного соответствующими институционалиями молодежного движения выполнить ориентиры Стратегии-2020 едва ли возможно.

В чем важность молодеженных движений, в чем их суть в контексте актуальных реалий трансформирующегося российского общества? Каковы «базисы» духовно-нравственного воспитания молодежи, остающиеся актуальными в условиях быстро меняющегося современного «информационного общества»?

Выделим следующие аспекты:

1. непреходящее значение традиционных морально-нравственных ценностей для развития человека, общества, для будущего страны;

2. ориентация процесса духовно-нравственного воспитания на удовлетворение перспективных прогрессивных потребностей социума в системе нравственных ориентиров, объединяющих граждан;

3. необходимость самого деятельного участия органов соответствующих компетентных органов государственной власти в формировании демократических ценностей и нравственных ориентиров, поведенческих норм, а также необходимость постоянного воспрепятствования со стороны названных органов культивированию аморальных и девиантных форм поведения.

Обобщая, отметим: несмотря на все убыстряющиеся темпы общественного развития, на «компьютеризацию» социума, на становление в современной России де-факто общества «потребления и интернета», нельзя отрицать тот факт, что именно духовно-нравственное воспитание молодежи в конечном итоге определяет эффективность социально-экономического развития страны в средне- и долгосрочном горизонте планирования, являясь производной от эффективности социального, духовного развития личности, эффективности взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества.

Таким образом, можно говорить о том, что молодежные объединения есть элемент социализации молодых людей, инструмент нахождения ими собственно «своего» места в обществе, места, которое является адекватным и релевантным каждому конкретному индивиду.

Вместе с тем, данные процессы социализации могут быть детерминированы как формализованным, так и неформальным характером молодежного объединения. Говоря о формализованных – институционализировано оформленных – молодежных организациях отметим следующие аспекты.

Формализованное молодежное объединение – являясь социально значимым институтом, институтом социализации – непременным образом детерминировано следующим кругом характеристик и факторов.

Присутствие четко сформулированной ценностной парадигмы, некоторой «идеи», «ценности», достижение которых есть направление совместной деятельности молодых людей.

Членство в подобного рода организации есть дело добровольное, детерминированное механизмом «фиксации».

Данного рода организации обладает организационной самостоятельностью, внутренним сформированным механизмом самоуправления.

Имеет место процесс совместного социального действия и творчества молодых людей.

Иерархия организации и управления, имеет место определенным образом организованная структура.

Имеет место перечень установленных и определенных для каждого члена организации норм и правил поведения.

Наличие круга официальных организационных документов, к примеру, Положения, Устава и пр.

«Материально-техническим базисом» в контексте функционирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, а также учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.

Вторым – не менее важным в контексте очерченного проблемно-дискуссионного поля – видом молодежного объединения справедливо определить неформальные организации, т.н. «субкультуры».

В общем смысле понятие субкультуры можно определить как ограниченную определенными рамками часть общественной культуры, которая по ряду признаков коренным образом отличается от преобладающего в данном социуме образа и типа культуры на определенном этапе общественного развития. В более узком разрезе, субкультура представляет собой социальные группы, члены которых – носители субкультуры – объединены формализованными или неформализованными признаками.

Рассматривая молодежные субкультуры отметим, что они воспроизводятся молодыми людьми для молодых, она синкретична и, как правило, эзотерична по своей сути, а внутренние механизмы субкультуры понятны исключительно ограниченному кругу знающих и посвященных. Отметим при этом тот факт, что, несмотря на закрытый и элитарный характер молодежных субкультур, их функционирование в конечном итоге есть специфический способ социализации молодежи, ее «включение» в стандартные институтоалированные механизмы социума [5].

Субкультуры объединяют людей, схожих по своим вкусам и предпочтениям, которые не находят удовлетворения в принятии господствующих в социуме стандартов и ценностей. Стиль молодежной субкультуры не является только лишь внешним ее выражением, а, посредством своих ритуалов и знаковых форм, противопоставляется существующему моральному порядку и господствующей идеологии, являясь, таким образом, символической формой сопротивления членов общества, находящихся в диссонансе с общепринятой властной субординацией.

Таким образом, сформулируем некоторые тезисы.

Субкультура – есть частный случай культуры целостной общественной культуры, т.е. подкультура, характерными чертами которой является локальность, определённая степень замкнутости и закрытости.

Субкультура, за исключением среды маргинальных образований, в той или иной степени лояльна к основным ценностным ориентирам господствующей культуры. Ядром субкультуры является момент инаковости, непохожести ее членов их определенная самостоятельность и автономность в разрезе общественных устоев и норм.

Характерными чертами субкультуры как социального феномена являются следующие аспекты:

Особый, специфический, отличный (от принятого в данном социуме) стиль жизни, поведения, мировосприятия и мировоззрения участников группы.

Субкультура как социальное образование самостоятельно инспирирует уникальные ценностно-нормативные ориентиры, принятие и исполнение которых есть отличительная черта ее приверженцев.

В субкультуре в той или иной форме имеет место ядро, определенным образом оформившийся центр, являющийся источником генерации идей, воззрений, который, тем не менее, не формализован и не имеет жестких формальных рамок.

Подводя некоторый итог, отметим следующее.

Молодежные объединения – и формального, и неформального характера – есть механизм социализации, а, значит, и социального прогресса как такового.

Формальные моложенные объединения – есть некоторый «способ приобщения» молодежи к традиционным для данного социума ценностно-оценочным категориям, к устоям, к инспирированным и общепризнанным правилам.

Субкультуры – это неформальные организации, молодежные «тусовки» есть естественное явление: молодежь, противопоставляя себя устоявшимся общественным нормам и ценностным ориентирам, пытается выработать альтернативный путь морального, этического, социального развития.

Данный процесс, на мой взгляд, обусловлен самой сущностью молодости, когда существующее мироустройство кажется неправильным и несправедливым, а пути его изменения представляются очевидными и легко достижимыми.

Этот процесс исторически и социологически обусловлен, и, в некотором смысле, может быть назван в качестве фактора общественного прогресса, поскольку в рамках неформальных субкультур и молодежных тусовок происходит формирование новых идей, течений, подходов, которые впоследствии становятся общепринятыми и, согласно логике диалектического развития, в дальнейшем выступают в качестве объектов противопоставления, обеспечивая тем самым общественное развитие и социальный прогресс.

Заключение

В завершение отметим: процессы, происходящие на современном этапе институционализации детских и молодежных объединений (ее «формализованного компонента») детерминированы комплексной поддержкой государства, реализуемой в следующих формах:

Финансовая, материальная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, имеющих статус опорных центров по реализации программ по разным направлениям деятельности.

Информационная и научно-методическая поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений как совокупность процессов по разработке и реализации программ и проектов общественных организаций, включения общественных объединений в Федеральный реестр, имеющих государственной поддержкой.

Кадровая поддержка как последовательная деятельность в области стимулирования, развития, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью.

Реализация общественной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений, состоящая в совместной – органами исполнительной власти и молодежными, детскими общественными объединениями – совместных планов деятельности, программы мероприятий по различным направлениям государственной молодежной политики.