Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
2478 KB

Повышение инвестиционной привлекательности и активизация инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве зависит от инвестиционного климата, который рассматривается как совокупность социально-экономических, финансовых, организационно-правовых, политических, региональных и других факторов, способствующих активизации инвестиционной деятельности. Как показывает сложившаяся общемировая практика экономической деятельности, состояние инвестиционного климата является одним из важнейших индикаторов общеэкономических ситуаций и перспектив развития как отрасли, региона, так и страны в целом.

Основные результаты исследования. Стратегия создания привлекательного инвестиционного климата в аграрной отрасли экономики, учитывая нынешнее тяжелое финансовое и отсталость материально-техническое состояния сельского хозяйства, выдвигает на повестку дня задачу качественного изменения подходов к управлению АПК в целом, каждой его отраслью и каждым хозяйствующим субъектом, их адаптации к нынешним экономическим условиям хозяйствования.

Инвестиционная деятельность в условиях формирования и развития рыночных отношений нуждается в государственном регулировании, потому что, как и экономика, подвергается реформированию, осуществляемому путем либерализации по отдельным направлениям инвестиционной деятельности, ликвидации монополии государства на инвестиционную деятельность. Государство для выполнения своих функций по организации и регулированию инвестиционной деятельности должно использовать организационные методы и методы прямого воздействия на инвестиционную деятельность, обеспечиваемые как государственными, республиканскими, так и органами местного самоуправления.

Прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности должно осуществляться в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение республиканских целевых программ и на другие республиканские нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством Казахстана.

Развитие государственной системы управления экономикой предусматривает наряду с углублением рыночных реформ усиление роли местных органов управления и, прежде всего на уровне областей. Поэтому очень важно уже сейчас выработать стратегию инвестиционной политики в регионах республики, под которой следует понимать систему поведения администрации региона в области распределения имеющихся инвестиционных ресурсов с целью максимально возможного достижения заранее установленных приоритетов.

Инвестиционная политика в области может быть реализована непосредственно, если речь идет о распределении бюджетных средств, находящихся под контролем и в распоряжении администрации области, и опосредованно, когда нужно направить в определенное русло внебюджетные инвестиции, которые администрация не контролирует, но может с помощью особых приемов и действий добиться желаемого их использования.

Администрация области может воздействовать на предпринимательские структуры с целью развития региона в заданном направлении, используя достаточно большой арсенал различных средств, рычагов и инструментов, не прибегая к командно-административным мерам воздействия. Весь арсенал рычагов и инструментов управления, как нам представляется, следует условно разделить на две группы:

– непосредственного воздействия;

– опосредованного воздействия через службы управления республиканского уровня.

Помимо непосредственных инструментов регулирования инвестиционной деятельности, можно и нужно использовать рычаги и инструменты опосредованного воздействия, к числу которых относятся:

– ценовые ограничения на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, и прежде всего, социально-значимые;

– таможенно-тарифное регулирование экспортно-импортных операций сельскохозяйственной продукции;

– лоббирование интересов области в Правительстве республики в части выделения бюджетных средств на финансирование инвестиционных проектов.

Государство должно регулировать действия регионов, используя широкий набор экономических инструментов. Одним из таких инструментов являются финансы, которые распадаются на ряд компонентов. Составной частью финансовой системы являются региональные (областные) финансы, охватывающие областные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования (рисунок).

ern.wmf

Состав финансовых ресурсов региона

Примечание. Подготовлено автором на основе исследования.

Использование отдельных инструментов, а также их разумное сочетание позволит активизировать инвестиционную деятельность в сельском хозяйстве регионального АПК.

В условиях рыночной экономики необходимо повысить роль финансово-кредитных инструментов в формировании и использовании основного капитала, прежде всего таких, как ставка налога на прибыль, система налоговых льгот и санкций, амортизационная политика (включая методы ускоренной амортизации активной части основных фондов), процентные ставки за кредит и льготы на инвестиционные кредиты и т.д. Финансы и кредиты должны заинтересовывать работников предприятий в обновлении основного капитала.

На современном этапе развития сельского хозяйства страны одним из основных направлений аграрной политики государства должно быть развитие инфраструктуры – сети дорог, водоснабжения, связи, прочие меры, способствующие развитию сельской местности. Мировая практика и опыт строительства сельских населенных пунктов в советских республиках бывшего СССР показывают, что для достижения наибольшей эффективности капитальных вложений на строительство жилых домов, социально-экономической и инженерной инфраструктуры, экономического развития численность населения в этих пунктах должна быть менее 1000-1500 чел. Исходя из среднего значения этого показателя, средства республиканского и местного бюджетов, направляемые на развитие сельских территорий, как показывают наши исследования, должны быть вложены в социально-экономическое развитие 281 сельских населенных пунктов, обладающих средним экономическим потенциалом. Для остальных 76 сельских населенных пунктов со средним потенциалом по совокупному показателю социально-экономического развития размер средств определяется в ходе реализации государственной программы развития сельских территорий с учетом целесообразности и возможности их финансирования.

Таким образом, проведенное экономическое обоснование направлений инвестиций по развитию сельских населенных пунктов области позволит не допустить распыления бюджетных средств, направляемых на развитие сельских территорий и будет способствовать достижению их максимальной эффективности.

Следующей важнейшей сферой социального развития села, без которой невозможно решить проблему подъема аула, является здравоохранение в сельских территориях.

Возрождение села невозможно без решения жилищной проблемы, повышения уровня благоустройства жилищного фонда и прежде всего, водопроводом, газом, канализацией и центральным отоплением. Основным источником инвестиционных вложений в жилищное строительство являются средства выделяемые из республиканского бюджета, собственные средства населения, предприятий и организаций, в т.ч. строительных компаний, средства выделяемые из местного бюджета и заемные средства. В таблице 1 показан результат расчетов на период
до 2016 г. по обеспечению потребности сельских территорий Кызылординской области в инвестициях в жилищное строительство по источникам финансирования.

Объемы и источники инвестиций в жилищное строительство сельской местности
Кызылординской области, млн тенге

Год

Инвестиции в основные средства, всего

В том числе за счет средств

бюджеты всех уровней

собственных средств предприятий, организаций

средств населения

заемных средств

2010 факт

379

249

77

53

-

2011 факт

836

285

155

383

13

2012 факт

928

299

295

310

24

2013 прогноз

1590

303

505

737

45

2014 прогноз

2463

420

895

1052

96

2015 прогноз

4646

629

1892

2011

114

2016 прогноз

6890

958

2868

2900

164

Примечание. Рассчитано автором на основе исследования.

По источникам финансирования: из бюджета – 958 млн тнг. Основную долю по источникам финансирования инвестиций в жилищное строительство по-прежнему будут составлять инвестиции собственных средств предприятий, организаций и населения – 5768 млн тнг.

Доля населения должна составить – 2900 млн тнг, объем заемных средств увеличится: с 24,0 млн тнг до 164 млн тнг.

Следует отметить, что в перспективе значительно увеличится доля инвестиций в жилищное строительство за счет инвестиционных вложений населения. Если в 2013 г. этот объем прогнозируется в сумме 737 млн тнг, то к 2016 г. – 2900 млн тнг или больше в 3,9 раза.

Одной из важнейших проблем развития сельских территорий в регионе остается проблема обеспечения населения качественной питьевой водой, хотя в целом по области обеспеченность водными ресурсами достаточно высокая. Принятая в 2002 году отраслевая программа «Питьевые воды» будет реализовываться до 2010 года, объем инвестиций, которой составляет 115,1 млрд. тенге. Программа рассчитана на строительство и реконструкцию наиболее важных объектов и систем питьевого водоснабжения.

Заключение. Для расширения инвестиционной деятельности в основной капитал сельского хозяйства необходимо использовать следующие стимулирующие меры: ценовые ограничения на отдельные виды продукции, таможенные тарифы на экспортно-импортную продукцию, государственные инвестиции и лизинговые платежи.

Основным источником инвестиционных вложений в жилищное строительство в сельской местности являются средства республиканского бюджета, собственные средства населения, предприятий и организаций, в том числе строительных компаний, и заемные средства.