Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

3 1 2 3 4
1
2
3
4
2433 KB

Эффективность деятельности высших учебных заведений и их филиалов (обособленных структурных подразделений, имеющих право вести учебный процесс на основании лицензии) подлежит постоянному контролю и регулярному мониторингу [1] со стороны органов государственной власти. Стремление государства гарантировать уровень качества предоставляемых образовательных услуг опирается на ряд моделей, которые включают в себя уровень организации, подразделений первого уровня деления (факультеты, филиалы, представительства), и вплоть до уровня подразделений, непосредственно отвечающих за ведение учебного процесса – до уровня кафедр [2]. Отдельному рассмотрению подвергается и заинтересованность студентов в обучении – оценивание квалиметрическими методами [3] мотивационного потенциала [4] обучающихся, и заинтересованность профессорско-преподавательского состава, которая может быть выражена в терминах качества трудовой жизни [5] соответствующей категории работников.

Оценивание качества трудовой жизни работников технического университета и филиалов, расположенных в разных регионах страны, требует применения специализированных математических моделей [6], а также может опираться на использование принципов менеджмента качества [7] с учетом конкретной региональной или местной специфики [8]. Совместные действия ректората и руководства филиалов по улучшению качества трудовой жизни дополнительно способствуют развитию системы социального партнерства в сфере труда [9] и обеспечению эффективного управления организационной культурой распределенной по регионам организации на основании единых этических норм [10].

Одной из наиболее важных технологий развития и управления персоналом [11] технического университета является активизация научной деятельности профессорско-преподавательского состава, оцениваемая наукометрическими показателями [12], рассчитываемыми Российским индексом научного цитирования. Отдельного внимания заслуживает индекс Хирша [13], величина которого рассчитывается как индивидуально для ученых [14], так и для научных организаций [15]; показатели индекса Хирша могут служить дополнительной оценкой эффективности научного труда [16] и использоваться при проведении конкурсов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава [17]. Российский индекс научного цитирования также обеспечивает вычисление многих показателей, индексов и факторов, использование которых может регулироваться ценностными моделями организационной культуры [18].

Дополнительного внимания с точки зрения достижения высоких показателей эффективности филиальной сети технического университета заслуживает развитие системы научно-практических конференций [19], которые позволяют акцентированно развивать компетенции [20] обучающихся, что представляется особенно важным при переводе учебного процесса на выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов [21], а также проводить управляемые изменения организационной культуры [22] технического университета [23]. Организация и проведение такого рода конференций в значительной степени способствует развитию научно-методических школ на соответствующих кафедрах и факультетах, что особенно актуально для филиалов [24].

Показатели эффективности технического университета, рассматриваемого как системный комплекс [25], включающий в себя филиальную сеть, должны также отдельно учитывать характеристики организации учебного процесса, организованные как совокупность инклюзивных составляющих [26], в определенной мере обеспечивающих применение принципа гуманистического характера образования [27] с целью повышения мотивированности студентов. При этом все показатели эффективности технического университета должны быть включены в процессы проведения кадрового аудита [28], учитывать инновационную составляющую деятельности систем муниципального управления [29], а также использовать методики выбора рационального варианта информационно-технического взаимодействия [30], рассматривая филиальную сеть и факультетно-кафедральное деление как распределенную систему.