Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Состояние народного образования является важным показателем уровня культурного развития государства. Для Российской Империи первая половина XIX века стала временем формирования сети государственных учебных заведений, в которых могли обучаться представители разных сословий.

Начальное образование в Усть-Медведицком округе имело свою специфику, так как было связано с этнокультурным компонентом. Более половины населения округа составляло казачество, особое военизированное сословие, для которого получение образования стало одной из главных войсковых задач. Материалы народного образования в Усть-Медведицком округе позволяют определить специфику появления школ, проследить, как войсковое правительство решало финансовые проблемы, которые в целом в России тормозили развитие грамотности и казались непреодолимыми.

Анализируя процесс становления образования в Усть-Медведицком округе первой половины XIX в., когда главной целью обучения было нравственное воспитание личности в духе региональных культурно-национальных традиций, можно выявить компоненты, которые возможно использовать в современной школьной политике, находящейся в состоянии реформирования и поиска новой концепции образования.

Цель работы – выяснить особенности становления и развития народного образования в Усть-Медведицком округе Области Войска Донского в первой половине XIX в.

Основу исследования составили документы, хранящиеся в Государственном архиве Волгоградской области, представленные годовыми отчетами о состоянии учебных заведений, перепиской по вопросам материального и кадрового обеспечения училищ, формулярные списки учителей, расписания занятий, учебные планы и программы, ведомости успеваемости. [3]

Усть-Медведицкое малое народное училище было официально основано 13 ноября 1802 г.[1] Однако, к обучению детей приступили раньше, так как уже в январе 1802 г. в станицу были направлены учителя. [8]

Можно полагать, что торжественный акт открытия училища состоялся 18 января 1803 г. Указ из Усть-Медведицкого сыскного начальства в станицы от Усть-Медведицкой до Вешенской предписывал назначить 18 января – днём действительного открытия в Усть-Медведицкой станице народного училища. Необходимо было исполнить «в точности по обряду постановленные правила» и к тому пригласить из станиц округа генералитет, штаб и обер-офицеров, станичных атаманов и степенных стариков.[5] Усть-Медведицкое малое народное училище получило поддержку со стороны высших станичных властей, которые заботились о его благосостоянии и пытались привлечь к получению образования выходцев из станиц не только Усть-Медведицкого, но и Хоперского округов, в результате чего учебное заведение быстро пополнялось учениками.

Вследствие реформ в сфере образования Александра I Усть-Медведицкое малое народное училище было преобразовано в уездное. Узнав об этом в июле 1808 г., генерал-лейтенант М.И. Платов так писал об Усть-Медведицком училище в 1808 г.: «Сие заведение, возрождающее в юных сердцах и добронравие, и способности быть полезными в военной и гражданской службе и в самом даже общежитии, мне очень приятно», обещал помогать деньгами «сколько будет нужно». Он советовал сообщать в газетах об открытии учебных заведений, «из чего публика увидит, что из донского сословия… усердие к распространению полезных наук и к просвещению оными благородного и другого состояния юношества». М.И. Платов, получив от директора училищ свидетельства, выдаваемые выпускникам, сообщил, если бывшие ученики появится у него в армии, будет «отличать их от других, как людей ученых».[6]

В 1835 г. «Положением об управлении Донского Войска» официально закреплялось наличие приходских училищ в следующих станицах Усть-Медведицкого округа: Кременской, Мигулинской, Скуришенской и Березовской.[2] Летом 1836 г. при посещении адьюнкт-профессора Харьковского университета М.Н. Протопопова Усть-Медведицкое уездное училище было преобразовано в трехклассное окружное, с подчинением штатному смотрителю всех приходских училищ. Осенью 1839 г. на базе ликвидированного нижнего отделения уездного училища образовано Усть-Медведицкое приходское училище, которое располагалось в одном здании с окружным.[4]

Училища Усть-Медведицкого округа находились на полном войсковом обеспечении. На содержание окружного училища отпускалось 2175 руб. в год, на приходские по 730 руб. Эти суммы передавались в Приказ войскового Призрения, откуда по третям года поступали в учебные заведения.

Большую роль в финансировании школьного дела играли почетные смотрители, от которых поступали деньги для выплаты жалования учителям и пособия ученикам бедного состояния, на мебель и учебную литературу, книги для пополнения библиотеки и наград ученикам-отличникам. Наибольший вклад в развитие народного просвещения сделал М.В. Себряков, который исполнял должность почетного смотрителя в 1836-39 гг. За это время он развернул широкую благотворительную деятельность, истратив 15 тыс. руб. на книги и учебные пособия для училищ Усть-Медведицкого округа.[9]

Войсковая администрация поощряла образование и образованность, окончивший курс получал большие преимущества в продвижении по службе, наиболее способные отправлялись для продолжения обучения в Новочеркасск.

В организации учебного процесса училища Усть-Медведицкого округа в целом следовали Уставу 1828 г.[7] В 1840-е гг. введены практическое счетоводство и бухгалтерия, сделана попытка внедрить в учебный процесс строевую подготовку, как в войсковой гимназии в Новочеркасске. Большое внимание уделялось училищной библиотеке и книжному магазину.

В конце каждого учебного года проходили торжественные публичные испытания, на которые, как правило, собиралось большое количество посетителей: родители, казаки офицерского звания и просто «любители просвещения». Часто, проезжая через станицу, школы посещали известные в ВД люди: наказной войсковой атаман М.Г. Власов, герой Кавказской войны – полковник Я.П. Бакланов, архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий и др.

Таким образом, материалы Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского свидетельствуют о повышенном внимании к развитию образования в среде казачества, которое снабжало школу необходимыми материальными средствами.