Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Широкая интеграция образовательных стандартов в странах единой Европы и ряда других государств, в значительной мере форсируемая реализацией Болонской конвенции [1 , 2] в нашей стране и за ее пределами позволило увеличить академическую мобильность учащихся и в еще большей степени поставить во главу угла проблему экспорта образовательных услуг - в рамках данного сообщения - обучения в российских образовательных учреждениях граждан зарубежных стран (студентов-иностранцев). Советский Союз и его правопреемник Российская Федерация всегда активно участвовали в международном разделении труда, в том числе и в деле подготовки высококвалифицированных кадров для зарубежных стран, при этом регионы Юга России были всегда желанным местом обучения для выходцев из стран Азии, Африки и Ближнего Востока.

Основная масса иностранных учащихся при этом, начиная с 60-х годов прошлого века, обучалась на Юге РФ (ранее РСФСР) в учебных заведениях Ростова-на-Дону, Ставрополя, Краснодара и Волгограда. Проблему взаимосвязи эффективности развития экспорта образовательных услуг и оптимизации работы вузов с рекрутинговыми структурами мы будем рассматривать на примере одного из этих городов-лидеров - Краснодара.

В табл. 1 приведены данные об относительном количестве иностранных учащихся в образовательных учреждениям высшего профессионального образования города Краснодара, имеющих государственную аккредитацию, по данным на 1 декабря 2008 года.

Очевидно, что наибольшей популярностью среди иностранных учащихся пользовался Кубанский государственный медицинский университет, в котором на 1 декабря обучалось 469 иностранных учащихся. Следует отметить, что основная масса обучающихся - это лица которые самостоятельно оплачивали свое обучение, т.е. категория учащихся, которые обучаются в вузе «на условиях полной компенсации затрат на образование». Доля лиц, обучавшихся за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации (т.е. по направлениям и за счет государственных органов власти) составила около 60 человек (несколько более 12 %).


Таблица 1. Число иностранных учащихся в государственных высших учебных заведениях города Краснодара

п.п.

Наименование высшего учебного заведения

Число иностранных учащихся

(в % ко всем иностр. уч-ся в государст. вузах города)

1

Кубанский государственный медицинский университет

38,70

2

Кубанский аграрный университет

0,58

3

Краснодарский технологический университет

26,73

4

Кубанский государственный университет

23,68

 

5

Краснодарский университет физической культуры, спорта и туризма

8,00

6

Краснодарский университет культуры и искусств

2,31

 

 

Итого:

100,00

На диаграмме 1 представлены данные, характеризующие число иностранных учащихся по направлениям прибытия (контракт или госнаправление) в 1992 - 2008 годах.

Диаграмма 1. Соотношение контрактных и госбюджетных учащихся в КГМУ

Как видно из диаграммы, на протяжении длительного периода (около 15 лет) основная масса иностранных учащихся это лица, обучающиеся в вузе на условиях полной компенсации затрат на образование (по контрактам). Очевидно, что доля госбюджетных учащихся до 2000 года постоянно снижалась, число контрактных учащихся претерпевало постоянные изменения. В текущем учебном году из почти 470 иностранных учащихся (включая постградуальные формы обучения) только 60 человек обучается за счет средств федерального бюджета.

В связи с этим, вопросы набора иностранных граждан на обучение в российских вузах (рекрутинг) становятся основой успешной политики в области платежеспособного экспорта образовательных услуг. Отсутствие у высших учебных заведений Российской Федерации собственных представительств за рубежом и практически полная загруженность Российских загранучреждений формированием контингента учащихся для последующего направления их на обучение за счет средств Федерального бюджета делает абсолютно неизбежной работу вузов с существующими рекрутинговыми агентствами или индивидуальными предпринимателями-рекрутерами (далее - посредники).

В результате систематизации опыта, накопленного Кубанским государственным медицинским университетом (ранее - Кубанский государственный медицинский институт и Кубанская государственная медицинская академия) мы представили в табл. 2. алгоритмы деятельности идеальной посреднической структуры и сопоставили эти алгоритмы с реальной деятельностью трех наиболее крупных посреднических структур, сотрудничающих с университетом. Из этических соображений реальные наименования фирм были заменены обезличенными.


Таблица 2. Необходимые мероприятия посреднических структур и их выполнение (по фирмам)

№ п.п.

Необходимые виды деятельности

Выполнение функций

Контрактер № 1

Контрактер № 2

Контрактер № 3

РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ

1

Пропаганда обучения в Российской Федерации по специальности вуза и реклама соответствующего учебного заведения (весь год)

+

++

++

2

Обеспечение «обратной связи» по рекламным объявлениям (весь год)

-

-

++

3

Оформление предварительных документов на обучение и согласование их с вузом (весь год)

++

-

++

4

Решение вопросов оплаты за обучение

+++

+++

+++

5

Подготовка документов на получение российской визы и направление их в вуз (апрель-сентябрь)

+-

+

++

6

Оформление виз в российском дип. учреждении (август-октябрь)

++

++

+++

7

Приобретение билетов и отправка кандидатов на обучение в РФ (август-октябрь)

-

++

++

8

Информация родственников о результатах обучения направленного ими члена семьи (весь год)

-

+

+++

РАБОТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9

Работа с приглашениями (май - сентябрь)

+++

+++

+++

10

Заключение контрактов «посредник-учащийся» (сентябрь-октябрь)

+++

+++

+++

11

Обеспечение страхования и медицинского осмотра вновь прибывших (сентябрь-октябрь)

++

+

+++

12

Расчет с учебным заведением за обучение зачисленных учащихся (по графику)

+++

+++

+++

13

Участие в расселении принятых учащихся в городских условиях (сентябрь-октябрь и январь-февраль)

-

+

++

14

Подтверждение (нострификация) документов об образовании, выданных за рубежом в Минобразовании РФ

-

+

++

По понятным причинам, в таблице не отражены виды деятельности, которые направлены на финансовое благополучие фирм-посредников, т.к. на основании заключенного договора, в эти виды деятельности вуз не вмешивается.

Из таблицы видно, что даже наши апробированные посредники с разной степенью добросовестности выполняют весь комплекс рекомендованных мероприятий. (+++ - максимальное выполнение, - не выполнение).

На основе изучения более чем 15 летнего опыта работы с этими фирмами (предпринимателями) нами были сформулированы основные требования, которым должны отвечать дееспособные и легитимные посредники. К этим требованиям относятся:

  1. Наличие круглогодично работающего офиса фирмы (предпринимателя) за границей - в стране происхождения учащихся.
  2. Обязательное наличие постоянного филиала (представительства) на территории Российской Федерации (города, где дислоцирован вуз) с назначением от имени фирмы ответственного лица по доверенности. Оснащение офиса современными средствами связи (стационарный и мобильные телефоны, факс, электронная почта. Наличие постоянного почтового адреса, по которому возможна доставка корреспонденции и постоянное наличие в офисе русскоговорящего персонала обязательно.
  3. Наличие лицензии или других документов, регламентированных законами страны, в которой зарегистрирована фирма, позволяющими заниматься рекрутинговой деятельностью. Данные документы должны быть переведены на русский язык и заверены нотариально либо, что предпочтительнее - в российском загранпредставительстве страны регистрации фирмы. Лицензия должна содержать следующие положения:
  • Неограниченная возможность пропаганды обучения в Российской Федерации по специальностям вуза с одновременной рекламой учебного заведения в любых средствах массовой информации по материалам, согласованным с университетом;
  • Возможность осуществлять набор учащихся для обучения за границей по всем уровням подготовки (например, подготовительное отделение - докторантура) с подписанием (оформлением) всех необходимых документов;
  • Возможность осуществлять набор учащихся для обучения за границей в вузах медицинского профиля с подписанием (оформлением) всех необходимых документов;
  • Ответственность фирмы, в т.ч. и финансовая, по законам страны, где она зарегистрирована (штрафные санкции);
  • Сроки действия лицензии (возможность досрочного прекращения действия);
  • Форс-мажорные обстоятельства, могущие повлиять на деятельность фирмы и т.д.

4. Доверенность от имени фирмы на представление ее деятельности в Российской Федерации (с обязательной ссылкой «в Кубанском государственном медицинском университете» или ином вузе), переведенная на русский язык, заверенная нотариально (оптимальный вариант - в российском загранпредставительстве) обосновывающая право доверенного лица выполнять весь объем (услуг) в рамках указанной выше лицензии на территории Российской Федерации и за рубежом с подписанием (оформлением) всех необходимых, в т.ч. и финансовых, документов;

Данный документ сдается в вуз и обновляется по мере истечения срока действия или другим причинам.

5. Наличие официальных и неформальных контактов с загранпредставительствами Российской Федерации в странах, граждане которых будут рекрутированы для обучения в вузе желательно. Наличие официальных и неформальных контактов с Посольствами (Консульствами) иностранных государств (по предполагаемому и, тем более, обучаемому контингенту) на территории Российской Федерации и стран СНГ - обязательно. Так же обязательны контакты с национальными диаспорами (землячествами) и конфессиональными образованиями.

6. Наличие денежных средств в распоряжении фирмы (доверенного лица) для решения вопросов по форс-мажорным обстоятельствам или причинам, требующим оплаты срочных услуг, обязательно.

Фирмы должна выполнять ряд следующих видов работы в интересах вуза:

  1. Сбор и предоставление в вуз для рассмотрения и непосредственное оформление предварительных документов на обучение кандидатов в число учащихся.
  2. Сбор и предоставление в вуз документов на получение приглашения на учебу в сроки, регламентированные миграционным законодательством.
  3. Помощь в оформлении виз в Российском загранпредставительстве (обеспечение переводчиком, в случае необходимости; трансферта к ближайшему Посольству и т.д.).
  4. Разработка маршрута следования в Российскую Федерацию с учетом графика движения прямых (или с пересадкой) постоянных, чартерных и транзитных рейсов, как в Москву, так и в Краснодар. Приобретение билетов и отправка кандидатов на обучение в Россию.
  5. Организация встречи учащихся при прибытии в Российскую Федерацию (во взаимодействии с представителями вуза) и их трансферт в г. Краснодар с соблюдением сроков и регламента миграционного законодательства, с учетом форс-мажорных обстоятельств.
  6. Заключение контрактов «посредник-учащийся» и предоставление их копий в вуз.
  7. Обеспечение помощи в оформлении полиса обязательного медицинского страхования.

Дополнительные факторы, влияющие на выбор вуза при заключении договора с посредником, ранее не работавшим с учебным заведением:

  1. Опыт работы на рынке предоставления платных образовательных услуг или рекрутинговой деятельности по этому направлению (10 и более лет).
  2. Предоставления платных образовательных услуг или рекрутинговая деятельности по этому направлению - основное направление деятельности фирмы (в крайнем случае, одно из приоритетных).
  3. Наличие положительных рекомендацией из других вузов Российской Федерации, как предоставленных фирмой, так и полученных вузом самостоятельно, что более ценно.
  4. Возможность внесения, при необходимости, 100% предоплаты за обучение (проживание) учащихся до 01 сентября, по крайней мере, в первый год сотрудничества.

Анализируя состояние работы по организации экспорта образовательных услуг [3] А.В.Рождественский (заместитель министра образования и науки РФ) пришел к выводу, что: «...оценивая современное состояние российского экспорта образовательных услуг, следует отметить, что мы уже можем говорить о сложившейся системе первоочередных мероприятий в этой сфере, где наряду с федеральными органами исполнительной власти в области образования большая роль отводится непосредственно высшим учебным заведениям Российской Федерации и их международным подразделениям». Рискнем добавить от авторов настоящего сообщения: «и удачно подобранным, добросовестным посредникам (рекрутерам)».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Денисов И.Н. Болонский процесс: структурные изменения в медицинском образовании. // Экономика здравоохранения.- 2004.- № 9. - С. 5-8
  2. Пальцев М.А. Гармонизация высшего медицинского образования. // Российский медицинский форум. - 2007 - №1. - С. 3-6
  3. Рождественский А.В. Интернационализация российской системы высшего профессионального образования: проблемы и перспективы. // Материалы совещания-семинара проректоров по международной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации. -М.-2009. -С. 9-12.