Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2069 KB

С выходом книги Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» и письма В.Г. Белинского в России началась эпоха названная Н.А. Бердяевым «новым средневековьем», а историческое противостояние Н.В. Гоголя и В.Г. Белинского знаменует первую стадию секуляризации отечественной культуры.

Чтобы понять историческую основу этого спора, следует напомнить, что Россия не испытала Ренессанса и Реформации и примкнула к движению европейской секуляризации на относительно позднем ее этапе, в эпоху Просвещения. Таким образом, органическая связь христианства и гуманизма, христианства и индивидуализма, Божеского и человеческого, запечатленная в европейской культуре эпох Ренессанса и Реформации, осталась чуждой русской культуре, где два этих полюса сразу явились уже в их растущей обособленности. В ХУIII – начале ХIХ-го веков русская культура быстро и успешно, двигаясь в общеевропейском русле, проходит этап просветительской секуляризациим – от Ломоносова до Пушкина. В сущности, А.С. Пушкин – последний представитель русской секулярной словесности в ее непрерывном вековом развитии, начатом реформами Петра.

Секуляризация русской культуры оборвалась на Н.В. Гоголе и В.Г. Белинском накануне европейской революции 1848 г. Процесс начался с выходом в свет «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847) и с написанного тогда же письма В.Г. Белинского Н.В. Гоголю. Н.А. Бердяев в работе «Новое средневековье» (1924), показывает, что именно с этого момента в России началась эпоха «нового средневековья», которая характеризуется как конец гуманизма, индивидуализма, формального либерализма культуры нового времени и начало новой коллективной религиозной эпохи, времени разложения гуманистического царства на антигуманистический и атеистический коммунизм и на долженствующую собрать в себе всякое подлинное бытие Церковь Христову.