Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Государственная стратегия здоровьесбережения населения Российской Федерации для борьбы с массовым распространением хронических неинфекционных заболеваний предусматривает создание эффективной системы профилактики и обеспечения здорового образа жизни среди населения страны. Основная роль при этом отводится работникам первичного звена здравоохранения (участковым врачам, врачам общей практики). С 2009 года согласно распоряжению правительства Российской Федерации под руководством региональных органов управления здравоохранением были организованы 500 центров здоровья с целью реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака [1].

Инициаторами и проводниками приверженности к здоровому образу жизни среди населения были и продолжают оставаться медицинские работники (врачебный и средний медицинский персонал). Поэтому студенты медицинских ВУЗов должны овладеть и реализовать в своей будущей практической деятельности принципы государственной стратегии здоровьесбережения населения [2,4,5]. Кафедрой «Поликлинической терапии с курсом ОВП (семейной медицины) ФПК и ППС» КубГМУс 2010 года в курс дисциплины «поликлиническая терапия» на 6 курсе лечебного и 5 курсе медико-профилактического факультетов было введено занятие «Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни», проводимое на базе учебно-методического кабинетапрофилактикинеинфекционных заболеваний. На практическом занятии, наряду с теоретическими знаниями, студенты получают личный опыт прохождения комплексного обследования в учебно-методическом кабинете с выявлением поведенческих модифицируемых факторов риска развития неинфекционных заболеваний [6].

Актуальность и необходимость проведения занятий профилактической направленности в медицинской образовательной среде была подтверждена выборочным анонимным анкетированием, проведенным среди студентов 6 курса лечебного факультета до осуществления занятия по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни и после проведения обучения. Студентам предлагалосьзаполнить анкету, включающую ответы на следующие вопросы:

1. Возраст

2. Пол

3. Знаете ли Вы о функционировании в г. Краснодаре и Краснодарском крае учреждений профилактического направления «Центров здоровья» (да, нет)

4. Цель и задачи создания центров здоровья

5. Проходили ли Вы обследование в центре здоровья

6. Знаете ли Вы о наличии у Вас факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний и каких?

Данные анонимного анкетирования студентов 6 курса лечебного факультета, проходивших обучение в весеннем семестре 2013-2014 учебногогода, показали, что в 98% случаевстуденты не были осведомлены о функционировании центров здоровья в структуре Министерства здравоохранения Краснодарского края. В 73% случаев студенты предполагали, что задачами центров здоровья являются проведение медицинских осмотров ивыявление заболеваний и только 4% респондентов обозначили задачами вышеуказанных медико-профилактических структур выявление факторов риска развития неинфекционных заболеваний воспитание приверженности к здоровому образу жизни. В подавляющем боль-шинстве случаев (в 99%) ответ на вопрос о личном опыте прохождения обследования в центрах здоровья был отрицательным. При перечислении факторов риска развития неинфекционных заболеваний студентами-выпускниками медицинского университета указывались: нерегулярное питание (88%), нарушение режима сна(12%), гиподинамия (57%), психо-эмоциональные нагрузки (9%), семейная предрасположенность

(6%), избыточная масса тела (5%), нарушение углеводного обмена (1%), курение (1%). В 21% случаев имелся ответ «не знаю». Необъяснимым упущением в обучении студентов необходимо признать отсутствие знаний об основных модифицируемых факторах риска - злоупотреблении алкоголем и табакокурении.

При подготовке к проведению практической части занятия студентам предлагалось ознакомиться с действующим Приказом Минздравсоцразвития России «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» и отчетными формами некоторых центров здоровья Краснодарского края. Заинтересованный анализ факторов риска развития неинфекционных заболеваний среди первичных пациентов по отчетным формам центров здоровья в дальнейшем привел к логическому итогу - выполнению научно-исследовательских работ профилактической направленности. Завершением работы в студенческом научном обществе стало опубликование 4 печатных работв сборнике тезисов и представление докладов на студенческой научно-практической конференции на секционном заседании кафедры поликлинической терапии по следующей тематике:«Анализ обращаемости в центры здоровья», «Особенности образа жизни жителей Краснодарского края по результатам обследования в центре здоровья», «Курение, употребление алкоголя: особенности распространения факторов риска по данным центра здоровья», «Факторы риска развития неинфекционных заболеваний по результатам обследования в центре здоровья».

Практическая часть занятия проходила на базе учебно-методического кабинета профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни. На начальном этапе обследования студентам было предложено пройти анкетирование для определения уровня качества жизни, пищевого поведения, физической активности, готовности к похудению (длялиц с повышенной массой тела), уровня стресса и наличия тревожно-депрессивных состояний, оценки никотиновой зависимости, мотивации отказа от курения (для крящих). За основу данного анкетирования были взяты методики Your weight and health profile» (НИСЛКСША, 2002), «EQ-5D-3L» (EuroQol, 1987), тесты Ридера (1973), Фагерстрема (1969), «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» (ZigmondA.S., SnaithR.P., 1983).

Следующим этапом было проведение антропометрических исследований (определение роста, веса, индекса массы тела, окружности талии и бедер, проведение биоимпедансметрии), измерение артериального давления и электрокардиографии. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивалось с помощью методов холтеровского мониторирования и допплеровского исследования сосудов верхних и нижних конечностей с определением лодыжечно-плечевого индекса. Для оценки показателей внешнего дыхания проводилась спирометрия. Измерение внутриглазного давления осуществлялось бесконтактным методом без использования анестезии с помощью индикатора внутриглазного давления «Diatherа».

О степени никотиновой зависимости судили при определении концентрации угарного газа в выдыхаемом воздухе с использованием газоанализатора «Smoke Check Meter». У студентов имелась возможность исследовать такие важные биохимические показатели как уровень глюкозы, холестерина, триглицеридов в крови с помощью биохимического анализатора «Аккутренд плюс».

Проводимые нами методики первичного профилактического осмотра с выявлением наиболее значимых отклонений ранее определены и подробно описаны в литературных источниках [6].

Заключение. При анкетировании студентов 6 курса лечебного факультета была выявлена низкая информированность студентов медицинской образовательной среды о наличии в крае центров здоровья, порядке их работы, выполняемых задачах. Уровень знаний о факторах риска важнейших хронических неинфекционных заболеваний, а также методах их выявления также являлся недостаточным для качественного достижения современных нормативов по снижению заболеваемости населения и развитиюпрофилактической медицины.

Только выявление всех возможных модифицируемых факторов риска у конкретного пациента и их популяционной распространенности могут создать эффективные предпосылки и условия для их профилактики.

Таким образом, совершенно оправданным является включениев курс дисциплины «поликлиническая терапия» занятия «Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни» с реализацией учебно-методического фрагмента занятия на базе кабинета по обучению методам профилактики и технологиям здоровьесбережения. Такой превентивно-персонифицированный подход к обучению позволит сформировать у студентовобраз мышления и профилактическую направленность будущей профессиональной деятельности, способствовать выработке мотивированного отношения к здоровому образу жизни.