Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Одной из важнейших стратегических задач современной высшей школы является формирование профессиональной компетентностей (ПК) будущих выпускников учреждений высшего профессионального образования [4]. Медицинское общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к его профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, и быстро ее обрабатывать.

Формирование ПК находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы (СР), накопленным в студенческие годы [1,3]. В этой связи все большее значение приобретает СР студентов, которая создает условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний.

СР способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения нормальной физиологии, а новые ФГОСы способствуют развитию именно СР [3]. Таким образом, СР становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного работника здравоохранения [3].

Несомненно, перед педагогами учреждений высшего профессионального
образования стоит задача такой организации СР студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности в образовательном процессе и, во-вторых, создание условий для приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах [2,4].

В настоящее время ФГОС ВПО 3-го поколения уделяет большое внимание самостоятельному поиску знаний, требует от студентов развитие навыков работы с дополнительной литературой, осуществлять самопроверку и самоконтроль знаний. Чтобы грамотно организовать СР нужно придерживаться нескольких правил:

- СР должна быть доступной;

- студенты должны быть готовыми к выполнению любых заданий СР;

- необходим регулярный контроль преподавателем выполненной СР;

- преподаватель должен не только контролировать, но и оказывать помощь в выполнении СР.

Работа студента самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя систематизирует полученные знания, помогает осмысливать материал, закреплять полученный знания и способствует формированию познавательного интереса к дисциплине [3].

Документальной базой для организации СР студентов является: ФГОС ВПО 3-го поколения, рабочая программа по нормальной физиологии. На сегодняшний момент СР студентов рассматривается как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и ПК.

При изучении нормальной физиологии можно практиковать следующие формы самостоятельной работы. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Формы самостоятельной работы

Вид работы

Что формирует

Изготовление наглядных пособий: плакаты, муляжи из папье-маше, вылепленные органы из пластилина, вышивки гладью отделов головного мозга, сердечно - сосудистой системы и.т.д.

Данная форма работы способствует формиро-ванию у студентов творческих способностей, которые являются базисом компетенций.

Зарисовки в альбоме органов или их частей. На занятиях студенты ведут рабочую тетрадь. Целесообразнее использовать альбом для рисования, в котором студенты выполняют зарисовки органов, составляют графологические структуры и т.д.

Процесс зарисовки способствует развитию наблюдательности, умению видеть и осознавать увиденное, развивает логическое мышление.

Дорисовать рисунок и отметить части органов.

Рисунки развивают зрительную память, передают характер анатомического строения объектов, их физио-логии.

Составление словаря физиологических терминов. При этом необходимо найти характеристику слова, выбрать самую суть.

Эта работа способствует развитию мыслительных навыков.

Создание компьютерных презентаций по темам курса.

Использовать информа-ционно-коммуника-ционные технологии в профессиональной деятельности.

Подготовка к конкурсам по предмету.

При подготовке к кон-курсу студенты самос-тоятельно обобщают изученный материал, находят ответы на поставленные вопросы, выпускают стенгазеты, где содержатся необы-чные данные об органах. Все это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине.

Представленная в таблице 1 работа выполняется совместно, группами. Совместная деятельность способствует развитию у студентов позитивных качеств, расширяет творческие способности, создает условия для самовыражения. Внеаудиторные мероприятия способствуют непроизвольному запоминанию новой и полезной информации, которая может быть использована для подготовки к предстоящему экзамену.

При изучении нормальной физиологии большая роль принадлежит самонаблюдению [3]. К этим формам можно отнести: наблюдение за изменением пульса при различных условиях работы и отдыха, наблюдения за числом дыхательных движений во время отдыха и работы и т.д.

Любая работа студента должна быть оценена. Оценивание результатов самостоятельной работы проводят по следующим критериям:

  • уровень освоения теоретического материала;
  • умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;
  • умения грамотно оформить и представить результаты своей работы в соответствии с общепринятыми требованиями;
  • умения использовать электронные образовательные источники, находить и выделять необходимую информацию в большом разнообразии источников.

В заключение статьи следует подчеркнуть, что СР должна стать основой образовательного процесса, фактором формирования профессионально значимых компетенций.

СР студентов - это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.