Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1
1

В современных условиях спрос на креативно-творческую, конкурентоспособную личность чрезвычайно велик и он будет постоянно возрастать. Поэтому значимость ориентации профессионального образования на всестороннее стимулирование креативно-творческого саморазвития конкурентоспособной личности не вызывает сомнений.

Одна из главных задач системы образования – воспитание креативно мыслящих специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития креативности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, факторах развития креативности, нет единого взгляда на феноменологию, классификацию качеств креативной личности. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о креативности, чтобы обобщить основные концепции и определить наиболее существенные факторы развития креативности.

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое мышление [1]. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Таким образом, процесс креативности имеет свои особенности и специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Вообще же данные исследований, проведенные психологами, занимающимися проблемой креативности, указывают на зависимость процесса креативности от других познавательных процессов (мышления, памяти, воображения), а также уровня и индивидуальной специфики их развития, и области творческой активности.

Анализируя и обобщая зарубежные исследования по проблеме творческого мышления, можно сделать следующее заключение. Прежде всего, творческое мышление рассматривается как мышление продуктивное, создающее нечто принципиально новое, выходящее за пределы сложившейся системы знаний. Основными свойствами творческого мышления, определяющими его содержание и структуру, являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях[2]. Признаками креативности они считают такие общественно-ценные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и творческими способностями существует некоторая связь, по данным Бэррона и Харрингтона она весьма слаба.

Важнейшим условием креативности мышления является готовность принимать во внимание альтернативные подходы и точки зрения[3]. Развитие креативности подразумевает постоянный поиск примеров достижения успеха, а также общение с интересными и разными людьми. Даже если некоторые из них вызывают ощущение дискомфорта, старайтесь понять ход их мысли. Это позволит многому научиться у тех, кто уже достиг определенных успехов.

Таким образом, предоставление личности относительной самостоятельности, свободы, выраженное уважение к личности и отсутствие излишней требовательности являются теми условиями нахождения его в семье, которые благоприятствуют развитию креативности.

Рядом российских авторов выделены и другие факторы, способствующие развитию креативности:

● широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми;

● взрослое окружение, выступающее как образец для подражания;

● демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми;

● разрешение ребенку эмоционального самовыражения;

● активная, деятельная позиция взрослых;

● ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду;

● приобщение к творчеству через посещение различных кружков;

● приобщение к радости познания через собственный опыт, путешествия;

● положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка.

По данным многих исследований, личность «идеального студента» противоположна по своим характеристикам личности творческой[4]. Обобщенный портрет студента, с которым хотели бы работать преподаватели, выглядит следующим образом: любознательный, умный, вдумчивый, общительный, искренний, добрый, организованный, дисциплинированный, изобретательный. Легко заметить, что все перечисленные результаты объединяет одна особенность – недостаточная ориентация или недооценка преподавателя «наиболее общей характеристики всех выдающихся людей» – тяга к творчеству (Максимова С.В., 2006). Преподаватели отдают явное предпочтение интеллектуальным особенностям личности, ориентируясь скорее на его знания и возможности усвоения, чем на творческие способности. Высокий процент выборов отмечается и в отношении тех качеств, которые характеризуют «беспроблемного» студента, но ничего не говорят о его творческих наклонностях и познавательных потребностях.

В качествах, описывающих портрет «желаемого» студента, лишь одно – «изобретательный» – характеризует собственно творческие возможности. Такие характеристики, как «необычный», «независимый», «непредсказуемый», не попали в число «популярных». Интересно отметить, что и в число важнейших качеств, которыми должен обладать преподаватель, работающий с одаренными студентами, также не попали особенности, характеризующие его как творческую личность и человека, способного увидеть и оценить нестандартность мышления студента (Максимова С.В., 2006). Такое недопонимание и недооценка самого главного звена в развитии одаренного студента не позволяют надеяться на успех программы обучения, сколько бы хорошо она ни была приспособлена к потребностям и возможностям одаренных студентов.

К сожалению, попытки стимулирования развития креативного потенциала студентов начали предпринимать не так давно, и пока не ясно, какие именно методы наилучшие. Но исследования указывают, что родителям и преподавателям следует активнее поддерживать творческие увлечения, выходящие за рамки традиционных учебных дисциплин. Предоставление такой поддержки (и, если возможно, занятия со специалистами) может помочь развитию креативного потенциала наших будущих новаторов.

Чтобы не мешать проявлению креативных способностей, и креативного мышления студентов, а, наоборот, стимулировать их развитие, преподаватели должны придерживаться принципов, систематизированных Л.Б. Ермолаевой-Томиной на основе исследований зарубежных психологов.